Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович - разговоры

  Страны, в которых мы живем Чудеса Украины
На Украине тоже есть немало чудес. Ознакомимся с ними в этой теме. «Семь чудес Украины — семь историко-культурных памятников Украины, определённых всеукраинским одноимённым конкурсом.

Ответов - 39, стр: 1 2 3

Невицкий замок. Неви́цкий за́мок — замок в селе Камяница Закарпатской области Украины, что в 12 км севернее областного центра Ужгород. Замок был построен в XIII веке на вершине холма над долиной реки Уж на месте более раннего деревянного укрепления. В 1241 году был разрушен ордами монголо-татар, но во второй половине XIII века был восстановлен. На рубеже XIII—XIV веков на месте круглого донжона была построена четырёхугольная трехярусная башня-донжон. С развитием огнестрельного оружия замок постоянно усовершенствовался и перестраивался и окончательные свои очертания приобрел в начале XVI века. В начале XVII века, во время владения им рода Другетов, замок в результате междоусобных войн неоднократно переходил из рук в руки. В 1644 году замок захватил и разрушил трансильванский воевода Дьёрдь Ракоци. С тех пор замок не восстанавливался и дошёл до наших времен в виде руин. В состав оборонительных укреплений входят два вала с рвом между ними, оборонительная стена с четырьмя башнями на внутреннем валу, въездная башня и внутренние строения с башней-донжоном. Из четырёх башен (конец XIV-начало XV века) на внутреннем валу укреплений три имеют полуовальную форму и одна треугольную. В юго-западной части находится шестиугольная въездная башня, которая соединяется с основными укреплениями двумя параллельными оборонительными стенами. Среди внутренних построек замка выделяется квадратная в плане башня-донжон. На замковом дворе находится колодец диаметром 3.5 метра. В настоящее время замок находится в законсервированном состоянии. Верхние части сохранившихся башен оборудованы шатровыми перекрытиями, придающими сооружениям своеобразный шарм.
Александрия (дендропарк). Александри́я — дендрологический парк Национального ботанического сада НАНУ им. Г. Гришко. Расположен в северо-восточной части Правобережной лесостепи, в 80 км к югу от Киева на северо-западной окраине города Белая Церковь, на высоте 80 — 106 м над уровнем моря. Парк раскинулся на площади 297 гектаров на берегу реки Рось. Площадь декоративных водоёмов парка (пруды и река Рось) составляет 21 га. Общая длина аллей и дорожек составляет свыше 20 км. Парк является образцом пейзажной парковой композиции, основу которой составляют растения, архитектурные сооружения, скульптуры, водная гладь реки Рось и прудов. Парк расположен по адресу: Киевская область, г. Белая Церковь — 13. Директор: кандидат биологических наук Галкин Сергей Иванович. Территория представляет собой пойменную террасу реки Рось и характеризуется равнинным наклоном местности к реке. Рельеф дополняется наличием трёх балок, которые вытянулись почти в меридиональном направления. В композиции плана и стилевой направленности архитектурных объёмов и сооружений Александрия имеет общие черты с другими парками романтического стиля. Стиль архитектуры — поздний классицизм. Видовой состав деревьев, кустов и травянистых многолетних растений насчитывает 2240 таксонов. Отдельные из них имеют возраст свыше 200 лет: сосны чёрная и Веймутова, можжевельник виргинский, тюльпанное дерево, лиственницы польская и европейская, дуб красный, гледичия трёхколючковая, боярышник розовый махровый и др. Особую ценность представляет многовековая дубрава парка, где кроме 300—400 вековых дубов, много деревьев и кустов выходцы из Северной Америки, Китая, Японии, Кореи, Западной и Южной Европы, Крыма, Кавказа, Дальнего Востока. Музеями растений можно назвать Большую (9 га) и Малую (4 га) лужайки парка. На Большой лужайке растет 83 вида деревьев, из которых 17 - представители местной флоры, а 66 — интродуцированные. Среди них семейное дерево Браницких — четырёхствольная сосна обычная, которая растет с одного корня, а дальше, подобно генеалогическому дереву, расходится на четыре ствола. Неподалеку от колоннады «Эхо находится любимое дерево графини О. В. Браницкой — сосна Веймутова. Среди своей породы это самое старое дерево на Украине. Кроме деревьев, Большая лужайка является колыбелью 97 видов трав, много из которых находятся на границе исчезновения и занесены в Красную Книгу. В 1774 году польский король Август Станислав Понятовский получает в пожизненное владение от Речи Посполитой тогда богатейшее на Украине Белоцерковское староство, которое 13 декабря того же года передает вместе со зданиями в Варшаве великому коронному гетману Польши Францишеку Ксаверию Браницкому. Эти земли Ксаверий Браницкий получил в награду за подавление ряда крестьянско-казацких восстаний — Колиивщини. В его новые владения вошли также города Белая Церковь и Сквира, 134 села с населением свыше 40 тысяч человек. С этих пор Белая Церковь становится частной собственностью графов Браницких. В 1781 году в Санкт-Петербурге гетман вступил в брак с любимой камер-фрейлиной императрицы Екатерины ІІ, племянницей Светлейшего князя Григория Потёмкина, Александрой Васильевной Энгельгардт. Некоторые историки считают ее внебрачной дочерью Екатерины ІІ и Сергея Салтыкова. Брак Ф. К. Браницкого с А. В. Энгельгардт отвечал политическим реалиям того времени. Екатерина ІІ желала стабильного мира с Польшей и поддерживала браки между русскими дворянами и польской шляхтой. За Александрой гетман Браницкий получил приличное приданое — 600 000 рублей серебром и крупные земельные владения. Екатерина ІІ подарила супругам на свадьбу Шуваловский дворец в Петербурге. Доход К. Браницкого от одной только Белой Церкви приносил 750 000 золотых, вместе с другими имениями (Ставище, Рокитное, Лисянка и другими) доход составлял приблизительно 2 миллиона. Зиму Браницкие проводили при дворе Екатерины ІІ в Петербурге, а летом переезжали в свои имения на Украине, чаще всего в Белую Церковь. В 1784 году А. В. Браницкая получила это имение в подарок от мужа и начала приводить его в порядок. По характеру графиня была волевой, целеустремлённой женщиной, которая умела самостоятельно решать вопросы управления имением, она была очень экономной хозяйкой. Парки европейских столиц, где она неоднократно бывала, вдохновили Александру Браницкую на создание не менее изысканного парка в своей главной резиденции. Сначала она была намерена выстроить парк в Шкаровском лесу (в 10 км на юг от Белой Церкви), но со временем, детальнее ознакомившись с окружающей местностью, остановилась на участке древней дубравы в западном направлении, в 3 км от Белой Церкви, в урочище Гаек. Название парка дала в свою честь — «Александрия. В 1791 году умер князь Григорий Потёмкин. После его смерти графиня, при поддержке Екатерины ІІ получила большую часть наследства князя. Учитывая ту роль, которую сыграл в её жизни Г.Потёмкин, Браницкая решила посвятить строительство будущего парка его памяти, а также выстроить в парке его мавзолей. Проект мавзолея выполнил в 1795 году известный архитектор Иван Старов, автор Таврического дворца Г.Потёмкина в Петербурге . Мавзолей должен был стать доминантой всей новой композиции парка «Александрия. Он должен был рассказывать о жизни и величии князя Г. Потёмкина. После смерти Екатерины ІІ, русский трон унаследовал Павел І, который крайне отрицательно относился ко всему, что было связано с именем князя Таврического. Браницких перестали принимать при дворе, за ними был установлен негласный надзор. По этой причине графиня была вынуждена отказаться от строительства мавзолея. Вместо него, опираясь на композиционные части проекта И.Старова, было построено несколько других сооружений. Для строительства парка из Европы были приглашены специалисты по садово-парковому искусству. Автором генерального плана застройки парка стал известный французский архитектор Мюффо. Позднее в парке работали архитекторы и садовники Ботани, Станге, Бартецкий, Витт, Енс, которые воплотили у жизнь проект генеральногоплана и заложили основу парковых композиций, используя существующий лесостепной ландшафт и естественные для дубравы насаждения. Одновременно с созданием парковых насаждений началось строительство резиденции и других архитектурных устройств. Первые работы начались в 1793 году.
Свиржский замок. Свиржский замок — замок в Свирже, Львовская область, уникальный памятник оборонной архитектуры постройки XV—XVII вв. Изначально строился как крепость, но после реконструкции в XVII веке утратил свой изначальный вид. Свиржский замок встречается в архивных документах с XVI в. (1530 г.), когда он принадлежал шляхетскому роду Свиржских. Современный вид замок приобрел с середины XVII ст., со времени перехода его в собственность графа О. Цетнера (именем которого назван район Львова — Цетнеровка и ботанический сад во Львове). По приказу графа замок был перестроен и значительно укреплён. Предполагается, что замысел Цетнера по укрепленню Свиржского замка осуществлял известный фортификатор, генерал от артиллерии Павел Гродзицкий. Работы по перестройке замка проводились примерно в то же время, когда генерал Гродзицкий строил во Львове сразу два арсенала — королевский и Сенявских. Несмотря на своё выгодное оборонительное расположение — замок находится на горе Белз и был окружён непроходимыми болотами, озёрами, рядом со стенами — рвами и подъемным мостом, дворцовый тип его архитектуры вряд ли мог иметь серьёзное оборонительное значение. Известно, что во время украинско-польской войны в 1648—1654 гг. замок не раз брали казацкие отряды, а в 1648 г. — сожгли татары. В 1672 г., во время похода турок на Львов, замок все же выстоял турецкую осаду. Во время второго похода турок Свиржский замок снова выстоял и защитил в своих стенах жителей Поморянского замка, которые не имея достаточной силы для обороны, через тайный ход вышли в лес и перешли в Свирж. На территории замкового парка сохранился костёл, основанный в XV в. Современное здание костёла в стиле ренессанса, построенное на месте деревянного, построено в 1541 году. Над входом в костёл и сегодня можно увидеть остатки шляхетского герба прежних хозяев. К костёлу от замка вёл подземный ход. Заваленную часть подземного хода можно увидеть со рва, который окружает замок около подъёмного моста. Согласно свидетельству львовского краеведа Й. Гронского ещё в 1956 г. в Свиржском костёле около замка (в Свирже есть ещё один костёл) были видны внутри фрески, которые открылись вследствие облупления штукатурки. На фресках была изображена обнажённая женская фигура с длинными распущенными волосами в молитвенной позе на коленях на фоне панорамы средневекового Свиржа. Судя по описанию, это могла быти Мария Египетская. Дальнейшая судьба этих фресок неизвестна. Современное состояние замка сегодня оставляет желать лучшего. Собственно, сохранились только внешние стены. Изменена планировка комнат замка, перестроены другие помещения. Во внутреннем дворе можно видеть большой колодец, воду из которого брали в случае осады. Сегодня колодец находится в заброшенном состоянии.
Подгорецкий замок. Подгорецкий замок — хорошо сохранившийся ренессансный дворец, окружённый оборонительными сооружениями. Расположен на востоке Львовской области в с. Подгорцах. Вместе с Олеским и Золочевским замками образует «Золотую подкову Украины (известный туристический маршрут по замкам Львовщины). Здесь снимались эпизоды советского фильма «Три мушкетёра. В советский период внутри замка размещался туберкулёзный диспансер. Замок имеет форму квадрата. С востока, юга и запада замок окружает линия оборонительных укреплений, окруженная глубоким рвом и земляными валами. На месте сегодняшнего замка существовали более древние укрепления, которые упоминаются около 1530 года. По заказу коронного гетмана Станислава Конецпольского который купил замок в 1633 году у Пидгорецких, известный архитектор фортификаций Гийом Левассер де Боплан создал проект укреплений, а Андреа дель Аква — двухэтажного дворца с трехэтажными павильонами по сторонам и башней, в стиле барокко и позднего ренессанса. Строительство велось на протяжении 1635—1640 годов. Служебные помещения образовывали квадратный двор с террасой, приспособленной для возможной обороны. С трех сторон дворец был окружен глубоким рвом, с северной стороны, обращенной к равнине, у него была красивая терраса с балюстрадой и скульптурами. К замку выезжали через большую арку — портал с двумя колоннами. Уже в 1646 году замок посещает король Владислав IV, в честь которого устраивается фейерверк. Во время боевых действий в период освободительной войни под командованием Богдана Хмельницкого замок получает серьезные повреждения. Станислав Освенцим в 1651 году писал: «Я видел Подгорцы, красивый дворец и крепость… теперь по большей части руками разозленных холопов разрушены и испорчены. В 1656 году начинается восстановление дворца. Внук коронного гетьмана дарит замок Яну ІІІ Собескому вместе с селами Подгорцы и Загорцы с условием, что тот будет контролировать бродовскую крепость до полнолетия Якуба Собеского. Реставрация замка продолжалась до 1680 года, а в 1688 году он пострадал от нападения татар. В 1720 году замок вместе с окружающими селами покупает у Костантина, сына Яна ІІІ Собеского, Станислав Жевуский. В 1728 году его сын Вацлав Жевуский начинает масштабную реконструкцию Пидгорецкого замка. Между павильонами и стеной строятся дополнительные помещения и дворец становится трехэтажным. Подъемный мост с другим павильоном разбираются. Для частых посетителей имения строится так называемый Гетманский заезд с солнечными часами. Вацлав Жевуский собрал большую коллекцию ценных картин и старинного оружия, перевозит ценнейшие вещи из Олеского замка. Создаются типография, театр. В 1779 году умирает Вацлав Жевуский, который прожил последние годы как монах-капуцин. Проходит три аукциона по распродаже имущества и на последнем, в 1787 году, Подгорцы вместе с селами Хватов, Гутище и Загорцы выкупает сын Вацлава Северин Жевуский, который известен своими алхимическими опытами и поисками кладов. В это время замок постепенно приходит в упадок. Фактическим владельцем становится управитель Ремишевский, который постепенно распродает ценности. Такое положение продолжается и при наследнике Северина Жевуского Вацлаве, который проводит большую часть времени в путешествиях и погибает в 1831 году. В 1833 году в замок переезжает Леон Жевуский. Он восстанавливает сорванную крышу, двери, приводит замок в порядок. Из-за того, что он был бездетным, Леон передает замок князю Евстахию Сангушке с условием, что тот отреставрирует замок. В 1867—1903 годах проводятся грунтовые реставрационные работы. До 1939 года в замке действовал частный музей князей Сангушко. В 1940 году, с приходом советской власти, замок-дворец передается Львовскому историческому музею. Во время Второй Мировой войны дворец сильно пострадал. В 1945 году он был разграблен военнослужащими Золочевского гарнизона. В 1947 году музей был закрыт и в 1949 году открыт санаторий для больных туберкулезом. В 1956 году в Подгорецком замке был большой пожар, который уничтожил большую часть внутренней обстановки, после чего проводились реставрационные работы. В дальнейшем здесь продолжает функционировать санаторий. В 1997 году благодаря хлопотам общественности и труду Б. Г. Возницкого Подгорецкий замок передают Львовской галерее искусств. В том же году создается благотворительный фонд возрождения Подгорецкого замка, который возглавил Б. Г. Возницкий. В фондах галереи сохранилось 85 % экспонатов из замка, которые планируется туда вернуть и разместить в восстановленном дворце музей интерьеров. Интерьеры Подгорецкого замка поражали современников своей красотой и пышностью. Залы и кабинеты, которые носили названия: Китайская, Золотая, Рыцарская, Зеленая, Зеркальная, Мозаичная — соответствовали этим названиям. Отдельно хранились вещи, которые принадлежали королю Яну ІІІ Собескому. Комнаты украшали портреты владельцев замка, копии Рафаэля, Рубенса, Тициана, Караваджо. Картины польского художника Чеховича, полотна Якоба де Баана на исторические темы - "Осада Смоленска" и «Прием шведских и бранденбуржских послов Владиславом IV. Столовую украшали портрет гетмана Конецпольского и 72 портрета известных политических и духовных деятелей, черный мраморный стол, на котором крестили короля Яна ІІІ. Неповторимый вид архитектурному ансамблю в Подгорцах придает парк, в зелени которого утопают и замок, и двор, и целый ряд других сооружений. В давние времена именно парк оказывал на путешественников значительно более сильное впечатление, чем сам замок. Подгорецкий парк принадлежит к памятникам садово-паркового искусства государственного значения. Построенный на уровне наилучших образцов так называемых «итальянских парков, он является лучшим и чуть ли не единственным на Украине парком такого типа. Местный парк окружает замок со всех сторон, он отличается целостностью художественного замысла и глубоко продуманными взаимосвязями рельефа, архитектуры, скульптуры и растительности.
Тустань. Ту́стань — древнерусский оборонный комплекс, таможня и город-крепость, остатки которого находятся в Карпатских горах (Восточные Бескиды), в Сколевском районе Львовской области, около города Борислав. Современный Государственный историко-культурный заповедник «Тустань находится в Подгородцевском лесничестве. В мезозое и палеогеновом периоде кайнозоя, во времена существования океана Тетис тут накопились мощные слои осадочных пород. Примерно 25 миллионов лет назад в неогеновом периоде кайнозоя, вместе с образованием современных Карпат были также сформированы и камни-песковики, некоторые из них в процессе горообразования вышли на поверхность земли. В геологической науке они известны как «Ямненские (от с. Ямное). В одних местах песковики выступают в форме монолитов, в других — как беспорядочно сформированные плиты. В них существует много трещин, ниш и пещер (в том числе искусственных). Урычские скалы поднимаются над долиной на 75 метров. Это своеобразный остров, нижняя часть которого покрыта гумусом. Этот гумус состоит из слоев, наполненных уникальными археологическими памятниками. С IX по XIII века эти скалы активно застраивали. С того времени там выявили много археологических находок. В І тыс. до н. э. на скальной группе Камень существовало языческое святилище племён культуры фракийского гальштата, которые проживали в этом краю в эпоху бронзы. Рядом было обнаружено их поселение в с. Подгородцы. На скале Камень ученые нашли 270 петроглифов. Чаще всего среди них встречались солярные знаки — символы дохристианского бога солнца. В конце І тыс. до н. э. фракийцы растворились среди славянских этносов. В течение четырех столетий, со второй половины IX до середины XIII века, на скалах существовал могучий деревянный детинец (замок) Тустань, построенный племенной знатью белых хорватов. Центральная часть укреплений площадью 3 гектара размещалась на скальной группе Ямненских песковиков высотой 40 метров. Тустань была важным стратегическим пунктом и входила в единую систему Карпатской (Угорской) линии обороны юго-западных рубежей Киевской Руси, а позже и Галицко-Волынского княжества. В то время Тустань, вместе с Перемышлем, Короснем и Теребовлей, принадлежала к числу наиболее известных поселений Галиции, а также служила таможенным пунктом, о чем свидетельствуют найденные в Тустани арабские дирхемы, находившиеся в обороте в IX—XI ст. В 1241 году Тустань была уничтожена монголо-татарами во время нашествия Батыя, осталось только село Тустань (впоследствии с. Тустановичи, в настоящее время — часть города Борислав) и неприступный замок Тустань. Позже город-крепость Тустань упоминается в летописи краковского историка Яна Длугоша и хронике Янка из Чарнкова, согласно последней она охраняла южную границу Галицкого княжества, в 1340 была захвачена польским королём Казимиром Великим и по его приказу заново отстроена после разрушения. В грамоте папы римского Бонифация IX от 15 мая 1390 Тустань упоминается как приграничная крепость, через которую соль, добытую в Дрогобыче и его окрестностях, экспортировалась в Закарпатье и Венгрию. Тустань после её захвата поляками была королевской крепостью, то есть принадлежала государству. Королевская дарственная грамота от 4 ноября 1395 свидетельствует о том, что Тустань также была центром Тустанской волости. В 1539 Тустань переходит в собственность польского магната Блицинского, по условиям дарственной грамоты его наследники обязаны были за свой счёт восстановить, укрепить и поддерживать, а в последствии и оборонять, что говорит о запущенном состоянии крепости. Постепенный упадок крепости был обусловлен несколькими факторами: * Экономический. В XVI ст. в странах Центральной Европы начинают разрабатываться собственные месторождения соли, а потому исчезает необходимость в её вывозе из Галиции. Тустань теряет роль таможни. * Политический. Со стабилизацией политических отношений между Польшей и Венгрией и продвижением польских границ на восток необходимость в Тустани, как оборонной крепости, отпадает. * Военный. Изменения в военной технике и, соответственно, в военной тактике, привели к потере оборонного значения замка. Последнее письменное упоминание о Тустани как о таможенном пункте датируется 1565 годом.
Ольвия. О́львия (греч. Óλβια — счастливая) — античная греческая колония, основанная выходцами из Милета в 647—646 годах до н. э. на берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современного Николаева. Во времена расцвета в ней проживало 20-25 тысяч человек. Древние греки, заложившие город в VI веке до нашей эры, сменили киммерийцев и скифов (впрочем, греки постепенно ассимилировали с местным населением: спустя некоторое время они начали говорить на смеси греческого и скифского и носить скифскую одежду). В 450 году до н. э. Ольвию посетил Геродот. Он сделал первое описание истории, географии и обычаев народов, которые в те времена населяли территорию Украины. В 331 году до н. э. Ольвию неудачно пытался завоевать полководец Александра Македонского Зопирион. В середине I века до н. э. город разрушен гетами под предводительством царя Буребисты. В первые века н. э. жизнь в Ольвии восстановилась, и она вошла в состав Римской империи. В конце IV века появились гунны, которые окончательно разрушили Ольвию. На территории сохранились развалины укреплений, городские кварталы, площадь, священный участок, храмы, мастерские и погребения. Последние исследования показали, что Ольвия была основана на 200 лет ранее предполагаемого. На территории города работает постоянно действующая археологическая экспедиция. Желающие принять участие обращаются в киевский Институт археологии.
Девочки,прошу прощения,если попадутся ошибки в тексте,потому что я не всё успеваю прочитывать,некоторые описания копирую и уже потом читаю.А то,что читаю в процессе,всё-таки исправлять приходится,ошибок и опечаток достаточно в Интернете. В общем,если есть ошибки- значит, не проверено мною С каждым разом всё интереснее,правда? И хочется везде побывать!
Аккерманская крепость. Бе́лгород-Днестро́вская кре́пость (Аккерманская крепость) — средневековая крепость в городе Белгород-Днестровский на Украине. Является одной из самых крупных на Украине и прекрасно сохранилась. Историко-архитектурный памятник XIII-XV вв. Построена на месте античного города Тира. С трёх сторон окружена рвом шириной 13.5-14 м и первоначальной глубиной 20 м, с севера омывается водами Днестровского лимана. Общая длина стен свыше 2 км. Высота стен и башен от 5 до 15 м, толщина от 0,8 до 5 м. Между куртинами было 34 башни, сохранилось 26. В крепости есть цитадель. В настоящее время территория крепости является музеем-заповедником. Возникновение крепости учёные относят к молдавскому периоду в истории Белгород-Днестровского (конец XIV века). В то время крепость являлась частью укреплённой сети, прикрывающей пути вглубь Молдавского княжества. К этой группе укреплений относятся также Сучавская, Нямецкая, Хотинская, Хмелевская и Цецинская крепости. После турецкой осады 1420 года последовали серьёзные оборонительные работы в крепости, проделанные под наблюдением губернатора Подолья Гельдигольда при помощи литовского князя Витовта. Новые работы по перестройке крепости разворачиваются в 1440 году при Стефане II. Затем она укрепляется в 1454 году при Алексэндреле: военачальник Станчул оснащает существующие стены мощными приспособлениями для пушек.
Потёмкинская лестница. Потёмкинская лестница (до 1955 Бульварная лестница, ранее Приморская лестница, Ришельевская лестница, в XIX веке Гигантская лестница (укр. Потьомкінські сходи) — знаменитая лестница в Одессе, соединяющая центр города с гаванью и Морским вокзалом. На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (изначально их было ровно двести, однако при расширении порта восемь ступеней были засыпаны) и десяти пролётов. Длина лестницы — 142 метра, она построена перспективно — её основание (шириной 21,7 м) значительно шире верхней части (12,5 м), благодаря чему при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины на всём её протяжении. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу лестница кажется длиннее и виден только сплошной каскад ступеней. Одессе, находящейся на возвышении, нужен был доступ к расположенному у моря порту. На заре Одессы море подходило почти к самому обрыву будущего Приморского бульвара. Потом море «оттеснили Приморская улица (сейчас носит имя связанного с основанием города А. В. Суворова) и портовые сооружения. Спускались тогда к морю здесь так, как написал Пушкин в «Путешествии Онегина: С крутого берега сбегая, Уж к морю отправляюсь я. Уже после отъезда Пушкина из Одессы на склоне появились деревянные лестницы. Гигантская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым. Светлейший князь Воронцов распорядился построить лестницу в подарок своей жене Елисавете, она стоила городу 800 тыс. рублей. Лестница построена «на том месте, где была тропинка, как утверждал одесский старожил Михаил Дерибас. Под стать архитектурному совершенству конструкция лестницы, в основном разработанная инженером Уптоном. Это гигантский, сложенный из местного известняка клин, покоящийся на деревянных сваях и «прорезанный тремя продольными и девятью поперечными сводчатыми коридорами или галереями, которые образуют на пересечениях массивные столбы. Столбы и поддерживают саму лестницу: наклонную плоскость с уложенными поверх неё ступенями. Сквозные поперечные галереи образовали на боковых стенках лестницы красивые аркады. Подробно поведал о ней в письме из Одессы русский драматург А. Н. Островский: «С бульвара к морю ведет единственная в своем роде лестница, она разделена на 10 уступов по 20 ступенек каждый. Кажется, 200 ступеней, а входишь легко. (Этот эффект достигался за счет оптимального угла наклона лестницы и количества площадок, позволяющих пешеходу передохнуть). Репортажная точность описания, сделанного А. Н. Островским, сегодня может вызвать сомнение лишь в количестве ступеней, которых сначала действительно было ровно двести, и лестница спускалась чуть ли не к самому морю. Засвидетельствовал это, в частности, поэт Яков Полонский, автор песни «Мой костер в тумане светит…. Описывая Одессу в романе «Дешевый город, он писал: «Одесса опускала в синие волны нижние ступеньки своей колоссальной лестницы. Позже, при планировке Приморской улицы, восемь ступеней засыпали, и они, как утверждают старожилы, и поныне покоятся в глубине проезжей части. Впоследствии терассирование склонов «замаскировало конструкцию лестницы, и со стороны фуникулера она кажется уложенной по пологому склону, будто «широкое расстеленное полотнище, как отметил украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий. Весной 1919 года на её площадках ставил спектакли местный Камерный театр. Всемирно известной она стала благодаря фильму «Броненосец Потёмкин (1925) Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится по ступеням лестницы. Лестницу постепенно разрушала эрозия, и в 1933 году песчаник был заменен розово-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом. На агитационных плакатах времен Великой Отечественной войны лестница олицетворяла Одессу. В 1955 году к 50-летию восстания на броненосце лестница, до революции называвшаяся Ришельевской, а потом Бульварной, была переименована в Потёмкинскую.