Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович - разговоры

  Страны, в которых мы живем 7 чудес России и не только
Газета «Известия, телеканал «Россия и радиостанция «Маяк выдвинули инициативу дать свой ответ «Семи новым чудесам света. Цель проекта - возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству. Тема посвящается Дню России,который отмечается 12 июня.

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 5 6 7

Выборгский замок. Высокая дозорная и боевая крепостная башня замка получила имя в честь норвежского короля, крестителя Скандинавии Олафа Святого. Башня эта стояла в центре островка, была прямоугольной в плане и считалась самым высоким донжоном в Скандинавии того времени. Толщина крепостных стен составляла 1,5—2 метра, а толщина стен башни — 4 м. Сверху стены завершались зубцами, а по периметру шла навесная деревянная галерея, боевой ход. Выборгский замок является древнейшим из выборгских укреплений, восходящим к XIII веку, возведённый на небольшом островке (170 х 122 м) в Выборгском заливе. Единственный в России полностью сохранившийся памятник западноевропейского средневекового военного зодчества.
Ансамбль Ферапонтова монастыря и фрески Дионисия. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем Ферапонтово становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). На рубеже XV-XVI вв. из его стен вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны, - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVH вв. началось в 1490 г. с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья - собора Рождества Богородицы. Из шести сохранившихся каменных построек Ферапонтова монастыря собор имеет особую значимость. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося древнерусского художника Дионисия, прямого наследника Андрея Рублева и последнего представителя русского национального искусства в период его расцвета и становления единого русского государства. После разрушения немецкими фашистами в годы Второй мировой войны прославленных стенных росписей XII-XV вв. в Новгороде (Нередица, Волотово, Ковалеве, Сковородка) фрески Дионисия остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси. Их ценность тем более велика, что они не подвергались позднейшим подновлениям и расчисткам и сохранили свою неповторимую красоту, цвет, фактуру. Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия - в необыкновенном тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы для мировой культуры как выдающегося памятника русского искусства и культуры, особо значимого уникального художественного достижения. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не подновлявшейся авторской живописи. XVI век - период расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Вельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки -каменное сушило, гоственная и поваренная палаты. Ферапонтов монастырь был одним из богатейших вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. Придя в упадок, он был закрыт в 1798 г. и обращен в приходскую церковь. В начале XX в. монастырь приобретает известность и привлекает внимание любителей отечественной старины, как памятник древнерусского зодчества с единственной в России росписью, исполненной московским иконником Дионисием. В 1904г. монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924. В сочетании с мало изменившейся природной средой, Ферапонтов монастырь уже в начале XX в. стал привлекать внимание архитекторов, художников, ученых, музейных деятелей, всех любителей старины. Книга почетных посетителей Ферапонтова, начатая в 1911 г., фиксирует посещения и впечатления многих известных лиц: автора первой монографии по истории Ферапонтова и его окрестностей, местного уроженца И.И. Бриллиантова, автора первой монографии о фресках Дионисия В.Т. георгиевского, художников А. Маковского, Н. Тырсы, К. Петрова-Водкина, Л. Стеллецкого, реставраторов и ученых И. Грабаря, А. Анисимова, Г. Чирикова, В. Лазарева, М. Алпатова, И. Даниловой, духовных лиц, начиная с просвещенного новгородского архиепископа Арсения Стадницкого и кончая здравствующим святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Многочисленные отечественные и иностранные туристы, посещающие Ферапонтов монастырь с 1920-х годов, восхищаясь природой и художественными памятниками Ферапонтова, постоянно выражают мысль о необходимости сохранения его как уникального памятника русской и мировой культуры. Ансамбль Ферапонтова монастыря включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Атомоход "Ленин". Решение о строительстве атомного ледокола было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953. Судно было заложено В 1956 на верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде, и спущено на воду 5 декабря 1957. В конце 1959 ледокол вступил в эксплуатацию. Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации. В 1966 по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную. Ледокол «Ленин проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас проводятся работы по преобразованию его в музей и бизнес-центр . Обладает хорошей ледопроходимостью. Атомный ледокол «Ленин — гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки.
Летний Сад. Для Летнего сада был выделена часть острова Усадица. Остров Летний сад был отделён от Усадицы постройкой Лебяжьей канавки. Сад был регулярным, с подстрижеными деревьями, украшенным скульптурами, привезенными Петром I из Италии, и первыми в Санкт-Петербурге фонтанами. Это было местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Сад был закрыт для публики, попасть туда было возможно лишь по приглашению Петра. Императрица Елизавета Петровна разрешила впускать публику в Летний сад «в небытность государыни в Петербурге. Любой опрятно одетый человек имел право пройтись по аллеям. С 25 мая 1752 года сад был открыт для публики по воскресеньям и в праздничные дни. С 10 мая 1755 года Елизавета приняла решение впускать публику по четвергам. С 16 июня сад возобновил работу и по воскресеньям, а с 24 мая 1756 года публику чином ниже 2 класса вновь стали впускать только в отсутствие императрицы в Петербурге.
Каменный лабиринт "Вавилон". Относящиеся ко 2-му тысячелетию до н.э. лабиринты, или "вавилоны", выложены из камней на земле близ Кандалакши. Они выложены из камней на земле вблизи мест рыбных промыслов. Ученые полагают, что возле них проводились религиозные церемонии; древние люди надеялись таким образом обеспечить себе успех на промысле. Во всех вавилонах, действительно, запутанные, замысловатые ходы, выложенные особым образом из камня. Спирали можно найти в нескольких местах Кольского полуострова. Тайна их до сих пор не разгадана, существуют гипотезы об использовании сооружений в рыбацком колдовстве, управлявшем ветрами, в ритуальных танцах. Известна также гипотеза о расположении лабиринтов в местах захоронений, чтобы души умерших заблудились, плутая по спирали, и не тревожили живых.
Кремль-Детинец. Новгородский детинец (также Новгородский кремль) — цитадель Великого Новгорода. Детинец расположен на левом берегу реки Волхов. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 году. Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. Новгородский кремль как часть исторического центра Великого Новгорода входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Соловки. Соловецкий архипелаг лежит в северной части Онежского залива Белого моря и состоит из шести крупных и множества мелких островов. Сотни пресных озер, покрывающих его поверхность, изобилуют рыбой, как и окружающее море. Леса богаты грибами и ягодами. По археологическим данным, уже с III тысячелетия до н.э. архипелаг посещается людьми. Первобытные обитатели Поморья использовали удаленные острова для отправления языческих ритуалов, реже — устраивали там небольшие поселения. За первые пятьсот лет своего существования Соловецкий монастырь дал Церкви множество святых и подвижников благочестия, обогатил русскую культуру первоклассными памятниками архитектуры, иконописи и литературы, а хозяйственную и морскую практику Поморья — ценнейшим опытом и разнообразными техническими новинками. В XX-й век обитель входила как крупнейший паломнический центр, имеющий свой флот, учебные заведения, разветвленную хозяйственную структуру. В 1920 г. новые власти приняли решения о закрытии монастыря. Последний соловецкий настоятель — архимандрит Вениамин (Кононов) — в 1928 г. принял мученическую кончину в лесном скиту под Архангельском. С 1922 по 1939 г. на островах располагались места заключения. В 1923-33 гг. — Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН); в 1933-37 гг. — Соловецкое специальное (штрафное) отделение Беломоро-Балтийского комбината; в 1937-39 гг. — Соловецкая тюрьма Главного управления государственной безопасности НКВД. За это время через Соловки прошли тысячи и тысячи узников, многие из которых погибли от непосильных условий жизни и болезней или были умерщвлены. Собор соловецких святых прежних времен пополнился в эти годы десятками новомучеников и исповедников, пострадавших за веру. источник: Соловки.инфо
Ыб. Село известно с 1586. Это самое древнее из поселений на территории России, начинающихся на букву "Ы". Каменная Вознесенская церковь (1825—1830). Ыбский историко-этнографический музей.
Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Прилуцкий монастырь основал в конце XIV века (между 1377 и 1392 годами) преподобный Дмитрий Прилуцкий, уроженец города Переяславля Залесского, известный деятель русской церкви второй половины XIV века, ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского. Дмитрий Прилуцкий построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные кельи для иноков. Устроение Дмитрием новой обители близ Вологды нашло поддержку у московского князя Дмитрия Донского, поскольку отвечало стремлению Москвы утвердиться в северных землях. Значение монастыря как форпоста Московского княжества в борьбе, в первую очередь с Новгородом, за овладение Севером хорошо понимали и все последующие московские князья, а затем и цари, которые не оставляли его своими дарами, заботились о его благосостоянии. Спасо-Прилуцкий монастырь был важным военно-стратегическим пунктом, расположенным на пути, ведущем из Вологды в Белозерск, Великий Устюг, Пермь и другие города. Москву интересовало не только его стратегическое, но и торговое значение: в Вологде, а значит, и в Прилуках, скрещивались пути в Москву и Новгород. Московские князья и цари, равно как и другие богатые лица, жертвовали Спасо-Прилуцкому монастырю земли, деньги, церковную утварь и т.п. Сокровища монастыря привлекли и внимание соседей - устюжан и вятчан. От конца XIV и начала XV веков сохранились известия об их нападениях на монастырь, сопровождавшихся в том числе разграблением монастырского храма. В XV - XVI веках Спасо-Прилуцкая обитель являлась одним из крупнейших и наиболее известных на Севере монастырей. Об этом, в частности, свидетельствует повсеместное почитание его прославленных святынь: иконы "Димитрия Прилуцкого с житием" работы выдающегося художника Древней Руси XV-XVI веков Дионисия (написана между 1485 и 1503 гг.) и так называемого Киликиевского креста, который, согласно преданию, в XIV веке был принесен преподобным Дмитрием Прилуцким из Переяславля и водружен на месте основания Спасо-Прилуцкого монастыря. Известно, что Иоанн III перед походом на Казань вытребовал из монастыря образ Преподобного Димитрия Прилуцкого, почитавшийся чудотворным. После победы в казанском походе он украсил икону золотом и серебром, вернув ее монастырю 3 июня 1503 года. Чудотворный образ Димитрия Прилуцкого был торжественно встречен в Вологде и препровожден в Спасо-Прилуцкий монастырь. На месте сретения образа, в память об этом событии, в Вологде была построена церковь Дмитрия Прилуцкого, переосвященная впоследствии во имя Святых Равноапостольных царей Константина и Елены. Ежегодно в этот день совершался крестный ход из Вологды в Спасо-Прилуцкий монастырь. Великие цари и князья неоднократно ездили в монастырь на богомолье. В 1528 году в Спасо-Прилуцком монастыре "у чудотворцев" был князь Василий III с женой Еленой Глинской, чтобы помолиться о чадородии. Иоанн Грозный в 1545 году приезжал в обитель на богомолье, а в 1552 году взял из монастыря Киликиевский крест при сборах в Казанский поход. Игумены монастыря присутствовали на избирательных соборах в столице, созываемых для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году - Бориса Годунова и в 1613 году - Михаила Федоровича. В 1812 году, при вторжении французской армии в Москву, в продолжение трех месяцев в соборной Спасской церкви монастыря хранились драгоценности, вывезенные из Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы. Первоначально все постройки обители были деревянными, однако, обладая значительными средствами, необходимыми для благоустройства, Спасо-Прилуцкий монастырь ранее многих современных ему обителей начал украшаться каменными строениями. Начало новому архитектурному ансамблю положило возведение в первой половине XVI века каменного соборного храма во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня с одноименной колокольней. На рубеже XVI - XVII веков в монастыре создаются и другие каменные постройки - трапезная палата с Введенской, теплой церковью и главные северные Святые ворота с надвратной церковью во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата. В начале XVII века, в эпоху "Смутного времени", монастырь претерпел много бедствий, неоднократно подвергаясь нападениям и грабежам со стороны интервентов и прочих "воровских" людей, когда, в частности, была уничтожена значительная часть древнего монастырского архива. Но, несмотря на разрушения и разорения, монастырь быстро восстанавливался и отстраивался. Так, во второй половине XVII века здесь вновь развернулось интенсивное каменное строительство. Возводится мощная каменная ограда с башнями, надежно обезопасившая монастырь от вражеских набегов; сооружается новая высокая колокольня, вертикальная доминанта комплекса, а также различные жилые и хозяйственные постройки. Всё последующее строительство на территории обители в XVIII - XIX веках было незначительным и ограничивалось лишь отдельными перестройками и надстройками келейных и хозяйственных корпусов. Спасо-Прилуцкий монастырь является интереснейшим архитектурным ансамблем, в котором отдельные памятники, сохраняя самостоятельное историко-художественное значение, образуют вместе с тем неповторимое сочетание, подчеркивающее единство эстетического идеала нескольких поколений зодчих.
Монумент Ледовое побоище. Находится в городе Пскове. Установлен в 1993 году в честь победы князя Александра Невского над Ливонским орденом в апреле 1242 года.
Усадьба "Михайловское". Императрица Елизавета Петровна пожаловала большую часть земель Михайловской губы в вечное владение Абраму Ганнибалу -- "арапу Петра Великого". С тех пор село Михайловское принадлежало династии Пушкиных. Усадьбу прославил великий русский поэт, написав здесь деревенские главы «Евгения Онегина, драму «Борис Годунов... И конечно же "Я помню чудное мгновенье".