Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович - разговоры

  Страны, в которых мы живем 7 чудес России и не только
Газета «Известия, телеканал «Россия и радиостанция «Маяк выдвинули инициативу дать свой ответ «Семи новым чудесам света. Цель проекта - возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству. Тема посвящается Дню России,который отмечается 12 июня.

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 5 6 7

"Алеша" -- мемориал защитникам Заполярья. В Мурманске на сопке под названием Зеленый Мыс на семиметровом постаменте возвышается воин в плащ-палатке и с автоматом за плечом. Высота монумента 31,5 метра, вес более пяти тысяч тонн. Солдат изображен спокойным и строгим. Его взгляд устремлен на запад, в сторону Долины Славы, где шли ожесточенные бои на подступах к Мурманску. Это мемориал "Защитникам Советского Заполярья", больше известный как "Алеша". В годы войны здесь стояли зенитные батареи, защищавшие небо Заполярья от фашистских налетчиков. Памятник заложили 17 октября 1969 года, авторы проекта - известный советский скульптор Исаак Бродский и лауреат Ленинской премии архитектор Игорь Покровский. В нишах холма замуровали капсулы с землей из Долины Славы и с водой с места гибели сторожевого корабля "Туман", повторившего подвиг прославленного "Варяга". С первых дней горожане стали любовно и ласково называть этот памятник "Алеша". Перед "Алешей" горит "Вечный огонь". Широкая центральная лестница ведет к трибуне для почетных гостей, присутствующих при проведении официальных церемоний. Выше, рядом с фигурой солдата, стоящего на страже Отчизны, - покатая трехгранная пирамида. По авторскому замыслу - это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя. Рядом находится стела из полированного гранита с надписью: "Защитникам Заполярья - воинам 14-й армии, 19-й армии, Краснознаменного Северного флота, 7-й воздушной армии, пограничных отрядов № 82, 100, партизанских отрядов "Советский Мурман", "Большевик Заполярья", "Полярник", "Сталинец", "Большевик". Слава отстоявшим эту землю!". А в 2004 году мемориал "Защитникам Советского Заполярья" дополнила аллея памятных плит городов-героев, под которые заложили капсулы с землей из этих городов. Автор: Мария Дмитраш. Источник: "Известия"
Государственный Эрмитаж. Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ведущее место в этом архитектурном ансамбле принадлежит Зимнему дворцу. В музейный комплекс входят также восточное крыло здания Главного штаба, Меншиковский дворец и недавно построенное Фондохранилище. В 1754 году императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, Зимнего дворца. Автор проекта - ведущий архитектор русского барокко Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство дворца продолжалось восемь лет и велось силами лучших мастеров страны. Всего в работах было занято около четырех тысяч человек. Дворец насчитывал более 460 парадных залов и апартаментов, отличавшихся невероятной роскошью. Но воплотить до конца свой замысел архитектору не удалось. На престол взошла Екатерина II. Новая хозяйка Зимнего дворца внесла в первоначальный план изменения в соответствии с новой архитектурной модой - классицизмом. Первую коллекцию живописи Екатерина II приобрела в 1764 году. Эта коллекция, собранная берлинским купцом Гоцковским, насчитывала 225 картин, преимущественно фламандских и голландских, очень различающихся по своему качеству. Позже по желанию императрицы рядом с Зимним дворцом были выстроены двухэтажный павильон и павильон для отдыха с гостиными и оранжереей. Получившийся архитектурный ансамбль получил название Малого Эрмитажа. Екатерина II продолжала приобретать коллекции живописи. И в 1771-1787 годах для размещения картин и библиотеки на берегу Невы архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном было построено трехэтажное здание, названное Большим Эрмитажем. В 1783 году ансамбль Эрмитажа пополнился еще одним выдающимся строением - Эрмитажным театром, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII века. В последующие годы собрание Эрмитажа пополнялось прекрасными предметами искусства, создавались и оформлялись новые залы и галереи. Отдельного упоминания заслуживает оформление интерьеров Зимнего дворца архитектором и художником Александром Брюлловым. Созданная им Малахитовая гостиная - шедевр искусства русского интерьера. Колонны и камины гостиной отделаны драгоценным уральским малахитом, орнамент потолков и двери покрыты позолотой. С 1842 по 1851 год шло строительство Нового Эрмитажа, первого в России здания, специально предназначенного для хранения художественных коллекций. Осуществление проекта немецкого зодчего Лео фон Кленце было поручено архитекторам Василию Стасову и Николаю Ефимову. Торжественное открытие Первого художественного музея состоялось в 1852 году. Интерьеры музея сохранились до нашего времени почти в первозданном виде. За два с половиной столетия, прошедших с момента основания Эрмитажа, в музее собрана одна из крупнейших художественных коллекций мира, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Автор: Полина Орлова/"Известия"
Кижи. На северо-западе России, в краю, называемом Заонежье, есть удивительный остров Кижи. Здесь сохранились нетронутыми памятники народного деревянного зодчества и уникальная природа русского Севера. Музей-заповедник "Кижи" находится в 68 километрах от Петрозаводска, в Карелии, на территории нескольких островов, самый известный из которых - остров Кижи. Весь остров представляет собой музей архитектуры под открытым небом. Самый знаменитый его "экспонат" - ансамбль Кижского погоста (церковь Преображения Господня, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, колокольня Кижского погоста), внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Широко известны многоглавые храмы, представляющие собой уникальные произведения деревянного зодчества. 22-главая Преображенская церковь и 9-главая Покровская церковь были построены в XVIII веке традиционным русским способом - без единого гвоздя и шурупа. По соседству с ними стоит самая древняя деревянная церковь в России - церковь Воскрешения Лазаря. Помимо Кижского погоста здесь представлены две экспозиционные деревни и отдельные памятники коренных народов Карелии - вепсов, северных карел и карел-людиков. В деревнях восстановлены крестьянские дома и хозяйственные постройки, демонстрирующие культуру и быт жителей Заозерья в конце XIX - начале XX века. Деревянное зодчество - не единственный конек карельских умельцев, кроме него здесь существовало более 20 традиционных ремесел. Это демонстрирует программа "Ожившая композиция" - непосредственно в домах-памятниках сотрудники музея показывают посетителям, как работали мастера Олонецкой губернии. Музей-заповедник "Кижи" позволяет познакомиться с историей, этнографией, культурой Карелии, полюбоваться на ее природу и на удивительные деревянные храмы. Это уникальное место ежегодно привлекает около 170 000 человек из России и зарубежных стран. Автор: Вилена Яковлева / "Известия"
Исаакиевский собор. Позолоченный купол Исаакиевского собора - памятника архитектуры позднего классицизма - виден практически из любой точки Санкт-Петербурга. Подобно Петропавловскому собору и Адмиралтейству, он является доминантой северной столицы. Петр Великий родился 30 мая, в день византийского монаха Исаакия Далматского, причисленного к лику святых. В 1707 году он приказал построить в Петербурге деревянную Исаакиевскую церковь в честь своего святого покровителя. Спустя десять лет на ее месте построили небольшой каменный храм. Но он простоял недолго: вскоре вместо него возвели третий храм, названный в честь Исаакия Далматского. В 1800-х годах в Санкт-Петербурге прошел конкурс на проект нового собора. В нем победил молодой французский архитектор Огюст Рикар де Монферран. Работы по возведению собора начались в 1818 году и продолжались в течение сорока лет. Российские власти уделяли постройке Исаакиевского собора особое внимание. Император Николай I даже отклонил предложение по основанию в Петербурге нового торгового порта-гавани, необходимого для российской промышленности: деньги нужны были для возведения Исаакиевского собора. Легенда гласит, что Монферрану было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, случившееся можно назвать совпадением, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался. 30 мая 1858 года состоялось торжественное открытие Исаакиевского собора. Его сразу провозгласили кафедральным собором Русской православной церкви. Храм стал центром общегородских празднеств, в нем проходили все главные церковные службы и крестили членов царской семьи. Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Он достигает 101,5 метра в высоту при площади 4000 квадратных метров и может вместить до 12 000 человек. Автор: Мария Дмитраш / "Известия"
Мосты Петербурга. В черте Санкт-Петербурга находится множество (в сумме 93) рек, рукавов, протоков и каналов (общей длиной ок. 300 км) и около 100 водоёмов (озёр, прудов, искусственных водоёмов), через которые перекинуто ок. 800 мостов (не считая мосты на территориях промышленных предприятий), в том числе 218 пешеходных. Собственно, городских мостов 342, остальные в пригородах (Кронштадт — 5, г. Пушкин (Царское Село) — 54, г. Петродворец (Петергоф) — 51, Павловск — 16, Ораниенбаум — 7); из них 22 моста разводные (для разводных мостов в скобках указано традиционное время разводки в период регулярной навигации). Самый длинный мост — Большой Обуховский (вантовый) мост через Неву (полная длина мостового перехода — 2824 метра), самый широкий мост — Синий мост на реке Мойке (99,5 м). «Цветные мосты через Мойку. Названия «цветных мостов — «Жёлтого (позже Певческого), «Зеленого (Полицейского, потом Народного), «Красного и «Синего произошли оттого, что эти деревянные мосты были покрашены в разные цвета. Первый из них переброшен через реку Мойку как продолжение Дворцовой площади, второй — по Невскому проспекту, третий — по Гороховой улице. Эти одинаковые по внешнему виду деревянные мосты в XVIII веке красились в разные цвета специально для различия, чтобы каждый из них имел «своё лицо.
Казанский Собор. Долгое время был местом хранения одной из главных святынь Русской Церкви — иконы Казанской Божией Матери, обретённой при Иване Грозном вскоре по завоевании Казани. Петр I распорядился перевезти её из Москвы (где она хранилась в одноименном храме на Красной площади) в северную столицу, а в 1737, в царствование Анны Иоанновны, для иконы возведена Церковь Рождества Богородицы по проекту архитектора Земцова, которая находилась на месте нынешнего фонтана. Павел I распорядился заменить обветшавшую к этому времени церковь. Граф А.С. Строганов, вблизи владений которого строился храм, протежировал своего бывшего крепостного Андрея Воронихина, по чьему проекту и был возведён собор. Относительно облика будущего храма Павел I распорядился, чтобы он был похож на Собор Святого Петра в Ватикане. Прототипу он обязан огромной колоннадой (96 колонн), хотя если в Риме колоннада замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. С помощью колоннады Воронихин решил проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и храм — на западе вход, на востоке — алтарь. Потому культовые сооружения вынуждены стоять боком. Колоннада сделала северную часть парадной. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако проект Воронихина так и не был доведён до конца. До сих пор сохранились и два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.
Кольская сверхглубокая скважина. Кольская экспериментальная опорная сверхглубокая скважина (государственный номер СГ-3). Местными жителями именуется нежно и ласково — «Глубинка. Расположена в Печенгском районе Мурманской области, в десяти километрах юго-западнее города Заполярного, у озера с названием Вильгискоддеоайвинъярви, что в переводе с саамского означает «Озеро под Волчьей горой, на 69-й параллели, выше 350 метров над уровнем Мирового океана. Оборудование буровой установки «Уралмаш-15000 запущено в работу 24 мая 1970 года. Вес установки вместе с оборудованием, включая устройство для подъема вышки и комплект бурильного инструмента, весит свыше 2000 тонн. «Мускульная сила тоже впечатляет: на крюке буровой лебедки грузоподъемностью 400 тонн можно подвесить гирлянду железнодорожных вагонов. Высота вышки 70 метров над поверхностью плюс 12000 метров в глубь планеты. Возраст вскрытых сверхглубокой скважиной пород достигает трёх миллиардов лет. Занесена в книгу рекордов Гиннеса.
Псково-Печорский монастырь. Его история началась в XV веке, когда пустынножители выкопали здесь первые пещеры. Со временем выкопанные кельи превратились в хранилища святых мощей. Известным монастырь стал благодаря потрясающей архитектуре и фрескам. Еще он издавна славился чудотворными иконами Богоматери.
Софийский собор и ансамбль Вологодского кремля. На протяжении 1565-1571 годов Иван Грозный часто бывал в Вологде. Очевидно, царь предполагал основать в Вологде хорошо укрепленную личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, и кремль остался недостроенным. Современный Вологодский кремль (название комплекса появилось в XIX веке) - это часть бывшего грозненского кремля-детинца. Вологодский кремлевский комплекс создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему виду. В состав Вологодского кремлевского комплекса традиционно относят бывший Архиерейский дом, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, неразрывно связанные с этими стенами Воскресенский собор и Софийскую колокольню. Стоящий на высоком берегу реки Вологды монументальный Софийский собор - первый каменный храм города. Он находится вне кремлевских стен, но исключить его из состава кремля было бы неправомерно: именно Софийский собор больше всего привлекает внимание посетителей кремля своей суровой, величественной красотой. Софийский собор отличается особой лаконичностью архитектуры, придающей храму специфически северную строгость. Строительство храма напрямую связано с именем Ивана Грозного. В 1568 году, во время своего третьего приезда в Вологду, царь Иван Грозный повелел начать строительство соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы внутри города у Архиерейского дома. Летописи свидетельствуют, что царь придавал большое значение идее постройки собора: кладку собора нередко вели под наблюдением самого государя и она отличалась особой тщательностью. По воле Ивана Грозного Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно, Иван IV хотел, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде, хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства. В 1571 году в Вологде, как и во многих русских областях, начало распространяться сильное моровое поветрие; в том же году на Москву напал крымский хан. Вероятно, эти события побудили Ивана Грозного покинуть Вологду и вернуться в столицу. С отъездом царя всё начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства. Столь спешный отъезд Грозного и последующее запустение строительства местная легенда связывает с одним происшествием, будто бы случившемся с царем в Софийском соборе. Когда собор был почти закончен, Грозный, согласно преданию, стал осматривать его внутри, и в это время что-то оторвалось от свода и упало на голову государю. Разгневанный царь приказал ломать храм, но позже, уступая усиленным просьбам окружающих, отменил приказ и уехал из города. Собор оставался неоконченным в течение 17 лет, и лишь при царе Федоре Иоанновиче приступили к его окончательной достройке и устроению. В 1685 - 1687 годы создана стенная роспись храма ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова. В течение всего времени своего существования Софийский собор неоднократно обновлялся и украшался; свой окончательный вид он принял только в XX столетии. В давно исчезнувшем первоначальном кремле Ивана Грозного собор появился намного раньше каменного двора архиереев, и в настоящее время главенствует над всем центральным городским ансамблем - Вологодским кремлем. Соборная колокольня, как бы встроенная в восточную стену, возвышается напротив собора. В юго-восточном углу ограды располагается второй, меньший по размеру собор - Воскресенский. Рядом с Софийским собором, несколько западнее, расположен обнесенный высокими каменными стенами бывший Архиерейский дом - комплекс сооружений двора вологодских архиепископов. Первоначально палаты вологодских архиереев находились на Ленивой площадке, близ кафедрального Воскресенского собора. В 60-х годах XVI века Архиерейское «дворище было перенесено на территорию возводимого кремля, в непосредственное соседство с новым главным храмом города - Софийским собором. До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. В конце 1650-х годов в Архиерейском доме появилась первая каменная постройка - здание Казенного приказа, или Экономский корпус, где помещались казенные и казначейские кельи. Второе по времени каменное здание Архиерейского двора - большой трехэтажный Симоновский корпус (или Архиерейские палаты) с одноглавой домовой церковью Рождества Христова, названный по имени архиепископа Симона, при котором он был построен в 1669 - 1671 годах. В XVII и первой половине XVIII века это было самое роскошное здание не только в епископской резиденции, но и во всей Вологде. Симоновский корпус по праву может служить прекрасным образцом гражданской архитектуры второй половины XVII века. Высокая ограда с ее бойницами, с крытыми переходами по внутренней стороне, построенная по правилам фортификационного искусства XVII века, напоминает крепость, хотя и никогда не подвергалась вражескому нападению. Эти внешние атрибуты древнерусского крепостного зодчества имели чисто символический смысл. Возведение столь мощных стен вологодского двора было вызвано идеологическими задачами возвеличения и прославления церкви и самого архиерея. Сооружение обширных и парадных резиденций духовных властей типично для конца XVII века. Постепенно в Архиерейском дворе возникали новые постройки, переделывались и надстраивались прежние. Многие каменные постройки внутри двора, неразрывно связанные со стенами, воспринимаются как одно целое с ними. Они представляют определенный интерес как редкие из сохранившихся образцов хозяйственных построек XVII века. Особенно интенсивное строительство на территории нынешнего кремля, то есть в Архиерейском доме и в Софийском соборе, велось в 60-70-х годах XVIII века при вологодском епископе Иосифе Золотом. Главным результатом этих строительных работ можно считать создание его личных апартаментов - роскошных трехэтажных каменных покоев. Иосифовский корпус был построен между 1764 и 1769 годами и отличался от всех прочих построек Архиерейского дома не только своей нарядностью, но и новым, еще необычным для Вологды барочным стилем. При том же епископе Иосифе Золотом, на месте юго-восточной кремлевской башни было возведено еще одно барочное здание - Воскресенский собор. Таким образом, сооружения, создающие архитектурный ансамбль Вологодского Кремля, могут служить примером гармоничного соединения архитектурных стилей трех столетий.
Храм Воскресения Христова (Спас на крови). Храм Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, Храм Спа́са на Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви (в ведение епархии не возвращён); музей и памятник русской архитектуры. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью неподалеку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма составляет 81 метр, в нём может вместиться до 1600 человек. Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по проекту архитектора Альфреда Парланда, на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Проект выполнен в «русском стиле, с подражанием московскому собору Василия Блаженного.
Царское Село, г.Пушкин. В шведское время (1609—1702) на территории Екатерининского дворца существовала усадьба шведского магната — Сарская мыза (финск. Saari on myös — «возвышенное место). Впервые это поселение упоминается в составе Никольского Ижорского погоста в «Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины 1501 года. На картах, составленных для Бориса Годунова, поместье имеет название «Сарица. Позднее, под влиянием народной этимологии, название трансформировалось в «Сарскую мызу, затем в «Саарское село, и, наконец, стало Царским Селом. Датой основния города считается 24 июня 1710, когда по указу Петра I Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. С этого времени стал складываться дворцово-парковый ансамбль Царское Село. В царствование Елизаветы Петровны Царское Село стало императорской резиденцией, вокруг которой сложилось поселение. На территории города расположены: Храмы Софийский собор Фёдоровский Государев Собор Знаменская церковь — старейшее каменное здание города. Екатерининский собор Церковь лейб-гвардии кирасирского полка (1899) Евангелическо-лютеранская церковь (1865) Костёл (1825) — католическая церковь Дворцы Александровский дворец Баболовский дворец Екатерининский дворец Запасной (Владимирский) дворец Дворец княгини Палей Парки Александровский парк Баболовский парк
Медный всадник. Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Ф. Г. Гордеев. Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году. Это был первый конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе прежде всего как законодатель: в иерархии классицизма законодатели находятся выше полководцев. Во что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя законодателя... Скульптор изобразил Петра в подчеркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и легкую одежду, а богатое седло заменил звериной шкурой, чтобы всё это не бросалось в глаза и не отвлекало внимание от главного.
Вотчина Деда Мороза в Великом Устюге. Помощники Деда Мороза, как правило, встречают гостей у ворот, показывают вотчину, сказочный терем, устраивают представления и конкурсы. Существует календарь традиционных праздников Деда Мороза, давно ставших популярными среди устюжан и гостей города. На вотчине Деда Мороза можно не только пообщаться с любимым сказочным героем, но и оригинально отметить любое семейное торжество, день рождения ребенка. Дед Мороз приглашает в свою вотчину даже новобрачных. Такая торжественная встреча красиво называется «Белая сказка для влюбленных. По-новому обустраивается быт Деда Мороза. В его доме есть спальня, кабинеты, приемные залы и мастерские. В сказочной свите Деда Мороза много помощников, сказочных героев, обитателей его сказочной вотчины. Территория вотчины с каждым годом пополняется новыми объектами внимания для многочисленных гостей. Есть здесь и ледяные фигуры, различные горки, игровые поляны с веселыми клоунами, питомник для лесных зверей, ежегодно разрастается чудесный парк развлечений «Двенадцать месяцев. У Деда Мороза есть даже своя пасека!
Петропавловская крепость. Петропавловская крепость (официальное название Санкт-Петербургская, в 1914—1917 — Петроградская крепость) — крепость в Санкт-Петербурге, расположенная на Заячьем острове. Является историческим ядром города, заложена 16 (27) мая 1703 по плану Петра I: 6 бастионов, соединенных куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30 — 40-х и 80-х гг. XVIII века одеты камнем. Остров соединен с Петроградской стороной в 1703 году Иоанновским мостом. Ныне в составе Музея истории Санкт-Петербурга. С Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно производится полуденный выстрел сигнальной пушки. В 1991 г. на территории Петропавловской крепости установлен памятник Петру Великому работы скульптора Михаила Шемякина. С начала XXI века на пляже Петропавловской крепости проводятся различные развлекательные мероприятия.
Памятник "Тысячелетие России". Памятник «Тысячелетие России — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь (это событие часто считают началом русской государственности, хотя достоверность его не установлена). Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Осипович Микешин и И. Н. Шредер и архитектор В. А. Гартман. Памятник находится в новгородском кремле, напротив Софийского собора.