Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович - разговоры

С миру по нитке Извержение вулкана Eyjafjallajökull

Ответов - 33, стр: 1 2 3

Извержение вулкана в Исландии парализовало авиасообщение в Европе 15.04.2010 15:53 Извержение вулкана в Исландии, поднявшее в воздух над Атлантикой огромные клубы пепла и пара, в четверг вынудило закрыть воздушное пространство для полетов десятка государств Западной Европы. Как сообщает <Интерфакс> со ссылкой на американскую телекомпания CNN, Национальная служба авиаперевозок Великобритании приняла решение закрыть воздушное пространство над страной с четверга с 11:00 по Гринвичу. "Начиная с полудня и как минимум до 18:00 (21:00 мск) никакие полеты в британском воздушном пространстве не разрешены за исключением чрезвычайных случаев", - говорится в коммюнике службы. Решение вызвано извержением вулкана в Исландии, находящегося под ледником Эйяфьеллайокудль на юге острова. Облако пепла появилось после извержения вулкана в среду. Шлейф растянулся до Великобритании и даже Норвегии, где также ограничено авиасообщение. В самой Исландии еще накануне около 800 человек эвакуированы из района, прилегающего к вулкану. CNN отмечает, что все еще открыт аэропорт Амстердама, однако Стокгольм уже отменил около 20 рейсов. Представитель аэропорта имени Шарля де Голля в Париже заявил, что их аэропорт еще открыт. Между тем об отмене полетов из-за вулкана заявили Дания, Норвегия и Финляндия. Представитель администрации премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга заявил , что закрытие аэропорта в Осло привело к тому, что глава норвежского правительства не смог вовремя вернуться на родину после визитов в США и Мексику и застрял в Нью-Йорке. Аэропорт Осло был закрыт из-за извержения вулкана, на земле остаются и пассажирские авиалайнеры в ФРГ. По данным местных СМИ, воздушное пространство Германии будет закрыто из-за вулкана с 14:00 по местному времени (16:00 МСК). Со своей стороны, представитель ведомства-регулятора в правительстве ЕС в Брюсселе сообщил журналистам, что облако пепла достигнет Бельгии к 16:00 по местному времени (18:00 МСК). Чтобы избежать аварий в ЕС решили прекратить полеты в Бельгии, Нидерландах и на северо-западе ФРГ, отмечается в сообщении.
НЕ ЖДАЛИ Извержение вулкана с названием, которое почти невозможно выговорить - Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajoekull), началось еще 21 марта. И поначалу лишь радовало путешественников. Фантастическое зрелище - огонь вырывается из-подо льда! За редкими кадрами в Исландию полетели любители экзотики. А местные жители начали угощать их мясом, поджаренным на вулканическом жаре. Но успокоившийся было вулкан снова разбушевался 14 апреля. Начал выбрасывать на огромную высоту тучи пепла, лава стала растапливать лед, талая вода - заливать окрестности. За короткое время атмосферные потоки разнесли вулканический пепел на огромные расстояния. К сегодняшнему дню он, по сути, накрыл всю Европу. А это привело к тому, что пришлось отменить тысячи рейсов. Европейские аэропорты закрываются один за другим. Извержение вулкана стало полной неожиданностью. Ученые его не предсказывали. Да и сам Эйяфьятлайокудль считался спокойным - последний раз извергался в 1821 году. Правда, буйствовал аж до 1823 года. Однако прогноз, который эксперты сделали 21 марта, подтвердился. Тогда ученые пугали, что возможно гораздо более сильное извержение. Так и случилось 14 апреля. ПАХНЕТ СЕРОЙ, КАК В АДУ Авиарейсы отменяют, потому что вулканический пепел опасен для самолетов. А чем? - Вулканический пепел состоит из частичек стекла размером менее 2 миллиметров, - объясняет авиаинженер Игорь Васенков. - Частички очень твердые. Они действуют на детали, словно абразив. Сначала повреждают элементы компрессора. Плавятся в камерах сгорания, закупоривая их. И налипают далее на лопатках турбины. Двигатели в итоге могут остановиться. И такое бывало. Игорь Андреевич рассказал о случае, который произошел в июне 1982 года. «Боинг-747 британской авиакомпании, следовавший из Лондона в Новую Зеландию, пролетел через облако пепла. Его выбросил индонезийский вулкан Галунгунг. Экипаж пепла не видел, но заметил, что стекло кабины стало светиться. Далее свечение перекинулось на двигатели. В салоне запахло серой. Через несколько минут все 4 двигателя самолета-гиганта заглохли. И он, планируя, устремился вниз с высоты 11 километров. Через 12 минут планирования на высоте 4 километров удалось сначала запустить два двигателя, потом еще один. В итоге лайнер благополучно совершил аварийную посадку в аэропорту Джакарты. КАК ДОЛГО ПРОДЛИТСЯ ШОУ Вулканический пепел со временем оседает, освобождая дорогу самолетам. И процесс этот уже идет. Но продолжается и другой - извержение, которое сопровождается неослабевающими выбросами пепла. Конкурируя, эти процессы и влияют на ситуацию. Делать прогнозы никто не рискует. Сколько продлится нынешнее извержение, неизвестно. Но в позапрошлом веке Эйяфьятлайокутль плевался пеплом более 12 месяцев. К тому же ученые опасаются, что извергающийся ныне вулкан разбудит соседние. Например, вулкан Катла, который исторически просыпается каждые 50 лет. Но не извергался с 1918 года.

КОЛЛАПС Европа посыпала голову пеплом «На ночь нужно выставить на балкон белые тарелки, а утром посмотреть, появится ли на них налет и в каком количестве, - рекомендуют сейчас специалисты, выступающие по шведскому ТВ. - Таким образом вы узнаете, насколько сильно ваш район задело гигантское облако вулканического пепла, и поймете, находитесь ли в зоне риска. Медики предупредили население накрытых «исландской тучей районов, что вулканические осадки содержат ядовитые вещества. Особенно опасно пребывание на открытом воздухе астматикам и тем, кто страдает другими бронхиальными или легочными заболеваниями. Авиадиспетчеры не дают никаких прогнозов по поводу отмененных рейсов. Советуют только ждать и следить за обстановкой. Толпы людей пытаются поменять билеты или найти другие средства передвижения. - До тех пор пока ветер не изменит направления, нельзя надеяться на улучшение обстановки. Никто не знает, как долго это продлится - может, несколько дней, а может, и месяц, - говорит Рейнир Бедварссон, эксперт по вулканам и землетрясениям Упсальского университета. Согласно последним сообщениям, полеты в Великобритании и Северной Европе не возобновятся по крайней мере до субботы. МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА Пропало лето? Метеорологи сравнивают нынешний коллапс со страшным извержением Кракатау в 1883 году. Тогда на всей планете похолодало на несколько градусов. - Воздушные потоки над Европой обычно движутся с запада на восток, - рассказал «Комсомолке ведущий специалист центра «Фобос Леонид Старков. - В том же направлении несет и облако пепла - из Северной Атлантики на Европу и дальше, в Россию. В ближайшие сутки ветер будет юго-восточным, так что под прицелом вулкана окажутся Великобритания, Франция, Германия, затем страны Балтии, Скандинавия и северо-запад России. К тому же скорость ветра увеличится. В этом есть и плюс, и минус. Плюс в том, что пепел будет быстрее рассеиваться. Минус - облако будет нести на восток быстрее. - Изначально облако пепла находилось на высоте около 7 - 8 километров, - поясняет Леонид Старков. - Сейчас оно оседает. И Европейцы уже вдыхают частицы вулканического пепла. Жителям России, думаю, надевать противогазы не придется. - Скорее всего, визуально они ничего и не заметят. Определить, что шлейф исландского извержения начал накрывать, можно только с помощью радиоспектрального и химического анализа. - Катастрофические извержения меняли даже климат на Земле. Чего ждать от нынешнего? - Облако пепла из вулкана Кракатау, взорвавшегося в 1883 году, два раза обогнуло Землю. И на несколько лет на всей планете средняя температура понизилась на несколько градусов. Механизм «вулканической зимы такой: когда концентрация частиц пепла в атмосфере велика, они становятся экраном - отражают солнечные лучи и не дают им нагревать воздух. КСТАТИ Дым над Северным полушарием Пепел, поступающий из Исландии, может дать картину, более похожую на ту, которая сложилась после извержения вулкана Эль-Чичон в Мексике в июне 1982 года. Тогда шлейф дыма и пыли намотался на Северное полушарие и словно бы накрыл его шапочкой. Шапочка рассасывалась три года. И несколько последующих зим стали очень холодными. А в другом полушарии - например, в Австралии - случились засухи. Не исключено, что аналогичным образом климат будет вести себя и после нынешнего извержения.
МИСТИКА Бог огня показал свой лик Исландский вулкан извергается сейчас из трех жерл. Они контрастно проявились на снимке, сделанном в тепловых лучах, и образовали некую кошмарную физиономию - то ли дьявола, то ли бога огня.
Пролетев через облако пепла, повреждения получили истребители ВВС Финляндии F-18 совершали тренировочные полеты на севере Финляндии Истребители ВВС Финляндии оказались серьезно повреждены после того, как пролетели через облако вулканического пепла, накрывшего Европу. Командование предупредило об опасности пыли для бортовых систем, сообщили в Силах самообороны Финляндии. Истребители F-18 совершали тренировочные полеты на севере Финляндии в четверг утром, когда запрета на воздушное сообщение еще не было. После приземления механики осмотрели самолеты и обнаружили на деталях двигателя тонкий слой вулканической пыли. «Основываясь на увиденном, можно сделать вывод, что даже небольшие по длительности перелеты в условиях вулканической пыли могут привести к серьезным повреждениям двигателя воздушного судна, - говорится в заявлении Сил обороны Финляндии. Под воздействием температуры около 1 тысячи градусов Цельсия внутри двигателя пепел начал плавиться, блокируя вентиляционные каналы. «Блокирование вентиляционных каналов, возникающее из-за плавления пепла, приводит к перегреву компонентов двигателя и уменьшению прочности материалов, - поясняют специалисты. Они отметили, что в худшем случае результатом может стать «отделение отдельных частей и разрушение двигателя. Попавшие в облако пыли F-18 особо тщательно проверят и отремонтируют. Согласно данным экспертов, выбросы пепла после извержения вулкана представляют опасность не только для авиационных двигателей, но также могут вызвать проблемы, оседая на крыльях самолетов, передает РИА «Новости со ссылкой на AFP. Напомним, что извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль началось в среду, 14 апреля, и продолжается до сих пор. Гигантская масса пепла образовала облако, которое уже парализовало авиасообщение в Европе. Облако пыли достигнет северо-запада России к вечеру пятницы.
Сенсационное заявление ученых: вулкан Исландии не успокоится 60 лет, а пик извержений будет в 2030-м Вулканическая деятельность в Исландии активизируется с периодичностью приблизительно 50 - 80 лет. И сейчас наступил новый цикл Полеты над Северной Атлантикой и вокруг нее могут быть практически прекращены в ближайшие годы, предрекают специалисты. А взрывы вулкана Эйяфьяллайекюль в Исландии и облака пепла - стать привычным зрелищем. Вулкан просыпался незаметно в течение последних десяти лет. И напоминал о себе подземными толчками. Последнее землетрясение, которое спровоцировал Эйяфьяллайекюль, произошло в конце мая 2008 года. Эпицентр землетрясения магнитудой 6,2 находился в 50 километрах от столицы Исландии - Рейкьявика. Таким образом, уже почти год назад вулкан вошел в активную фазу, взорвался в эту среду, 14 апреля, и не собирается засыпать вновь. Все сейсмографические данные говорят о том, что впереди нас ожидает большое количество извержений и очень крупных землетрясений. - Вулканы в Исландии просыпаются с периодичностью приблизительно 50 - 80 лет, - объясняет Торволдер Тордарсон, эксперт по исландским вулканам в университете Эдинбурга (Великобритания). - И повышение сейсмоактивности за последние 10 лет указывает на то, мы, скорее всего, вступили в активную фазу извержений. Поэтому во второй половине 20 века и было так непривычно тихо. В 1998 году вулканолог Гадрун Ларсен из университета Исландии в Рейкьявике и ее коллеги проанализировали данные исторических отчетов и образцы слоев лавы за последние 800 лет, и убедились, что вулканизм Исландии проходит циклы высокой и низкой активности, сообщает New Scientist. Пики этих циклов, вероятно, непосредственно связаны с чередой землетрясений, которые ослабляют напряжение на тектонических разломах вблизи Исландии, вызванного рифтогенезом в Атлантическом океане. Рифтогенезом называют процесс горизонтального растяжения земной коры, приводящий к возникновению очень длинных впадин, ограниченных глубокими продольными разломами. В результате чего дно океана как будто раскалывается. Ларсен и ее коллеги показали, что толщина ледника Ватнаёкуль в Исландии, под которым скрываются очень активные вулканы Гримсвотн и Бардарбунга, взрывалась от 6 до 11 раз каждые 40 лет во время цикла высокой активности, и всего три раза в 40 лет при низкой активности. В других регионах Исландия прослеживается такая же периодичность извержений. К слову сказать, огромное скопление магмы вулкана Гримсвотн извергалось в 2004 году, направив вверх клубы дыма из пепла и диоксида серы, которые были обнаружены далеко от места извержения, недалеко от Норвегии. - В цикле высокой активности извержения вулканов становятся не только более частыми, но и более интенсивными, - объясняет вулканолог Тордарсон. - Так, например, самые разрушительные извержения в Исландии, включая взрыв вулкана Лаки, были в 1783 году, когда лавы было выброшено несравненно больше, чем при извержении любого другого вулкана. Ею была покрыта площадь в 565 квадратных километров! Погибло более чем половина домашнего скота всей страны. Это в свою очередь привело к голоду, от которого умерло четверть народонаселения. Катастрофа произошла, когда земной раскол в Атлантике только начинался. И теперь, если мы вновь вступаем в более активную фазу, то такие большие извержения станут более вероятными. Судя по недавней вулканической и сейсмической активности, Тордарсон и его коллеги считают, что Исландия входит в свою новую активную фазу, которая продлится в течение 60 лет или больше, а пик придется на годы между 2030 и 2040 годами. Кстати, в последний раз Эйяфьядлайокюдль начал извергаться в декабре 1821 года, и это продлилось до января 1823 года. Но тогда жизнь людей еще не зависела от самолетов. Вот так-с......
По теме вроде На фоне пепла пипл как-то сник, По картам пальцем след обводит пятен. Москва всю жизнь в дыму, тут пипл привык Ну а балкарец, скажем, иль калмык, Им похер дым, и шухер не понятен, Наш даже рад, что западу кирдык, И дым Исландии нам сладок и приятен. Раскрылось под водою жерло пекла И выбросило в небо тучу пепла. По всей Европе, вплоть до Ватикана, Страдает каждый от того вулкана. Закрытым стало небо для полётов (От пепла портятся турбины самолётов), А в городах огромных или малых Застряли люди в аэровокзалах. Но знаю я спасенье от вулкана: В день надо водки пить по два стакана, Потом, не приступаючи к закускам, Назвать вулкан по имени на русском.

Вот тут потрясающая фотка вулкана с молнией http://infuture.ru/article/3185