Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович - разговоры

  Поговорим о кино, музыке, литературе, науке Актёры театра и кино-2.
Продолжаем знакомиться с актёрами

Ответов - 153, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Антонова Наталья Сергеевна. Родилась 12 марта 1974 года в Москве. Окончив школу, Наталия решила стать актрисой и поступила в ВТУ им. Щукина. Ее сокурсницами были Ольга Будина и Елена Захарова. Наталия "заразила" театром и своих ближайших родственников. В последствии актерами стали младшая сестра Наталии - Светлана (она снялась в сериале "Вокзал") и двоюродный брат Олег Мосалев (он играет в Российском молодежном театре). С 1997 года Наталия Антонова - актриса Театра им. Гоголя.
Акулич Олег Александрович. Родился в 1959 году в поселке Харик Иркутской области. В 1972 г. вместе с родителями переехал в Усть-Кут. В 1975 году закончил 8 классов, затем поступил учиться в речное училище на эксплуатационное отделение. Занимался самодеятельностью, играл в оркестре. Ходили на теплоходе до Якутска с агитбригадой, обслуживали суда, давали концерты. Когда закончил училище, был призван в армию. Служил в музыкальном взводе, в оркестре вел соло на трубе. Во время службы приезжал в Усть-Кут с концертом с Забайкальским военным округом. После армии поступил в Иркутское театральное училище, закончил его с красным дипломом. Работал в Куйбышеве в Драмтеатре им. Горького, затем его пригласили работать в г. Минск в Театр молодых кинематографистов.
Полищук Любовь Григорьевна. Родилась 21 мая 1949 года в Омске, в рабочей семье. Отец - строитель, мать - швея. Окончив школу, поехала в Москву, поступать в театральный, но на экзамены опоздала. Вернулась домой, работала в Омской филармонии в коллективе «Омичи на эстраде, затем вместе с группой артистов филармонии поступила во Всероссийские творческие мастерские эстрадного искусства на ВДНХ (разговорный жанр), закончила учебу в 1967 году. В этом же году вышла замуж за актера Валерия Макарова. Когда руководитель Омской филармонии Юрий Юровский получил назначение в Москву и стал директором Росконцерта, то пригласил на работу нескольких актеров, в том числе Валерия Макарова (ушел из жизни в 1990 году) и Любовь Полищук. Вскоре, в 1971 году, актрису пригласили в мюзик-холл для исполнения главной роли в спектакле «Красная стрела прибывает в Москву. Спектакль имел у публики, но Московский мюзик-холл через несколько лет фактический прекратил свое существование и актриса с 1978 года работала в «Москонцерте, выступала с монологами. В 1978 году была удостоена первой премии Всероссийского конкурса артистов эстрады, где читала монологи Михаила Жванецкого. В 1979-1988 годах – актриса Театра миниатюр ( позже – «Эрмитаж); В1989-1996 годах играла в театре «Школа современной пьесы под руководством Иосифа Райхельгауза, где участвовала в постановках «А чой-то ты во фраке? (водевиль Д. Сухарева на музыку С, Никитина по драматической сценке Чехова «Предложение) и «Пришел мужчина к женщине. Спектакли и роли в театре «Эрмитаж: * «Чехонте в „Эрмитаже“ (А. Чехов) — актриса, танцовщица, хористка; * «Хроника широко объявленной смерти (Ю. Трифонов, А. Моравиа, К. Воннегут, Г. Г. Маркес) * «Вера и «Зойка (Ю. Трифонов) – Вера; * «Знаменитость (А. Моравиа) – кинозвезда; * «История одной смерти, о которой знали заранее (Г. Г. Маркес) - Мать Сантьяго Насара; * «Здравствуйте, господин де Мопассан * «Соломенная шляпка (Э. Лабиш) — гид * «Большая кошачья сказка (К. Чапек) — Алиса * «Примеры из жизни (Л. Питер и Р. Халл) * «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов — клоунесса * «Зойкина квартира — Зоя Пельц * «Безразмерное Ким-танго - танцовщица танго (дуэт с Б. Романовым) В 1985 году окончила заочное отделение Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского. В кино снималась с 1976 года. Первая роль - в телефильме Марка Захарова «12 стульев и первая серьезная травма позвоночника. Роль эпизодическая - в костюме и гриме 20-х годов танцует «Танго страсти с Остапом Бендером (Андрей Миронов). Но созданный образ запомнился, «Танго страсти входило во многие из популярных тогда «киноконцертов: эти сборники эпизодов из фильмов выходили обычно перед праздниками. После удачного дебюта продолжала активно сниматься в кино, хотя больших работ в 80-е годы было немного. Возможно, что причиной стали слова одного из «высоких начальников: - «У Полищук лицо несоветской женщины. После чего последовало шесть лет простоя. Во времена перестройки, в 1989 году, вышли на экраны два фильма - «Интердевочка и «Любовь с привилегиями и Любовь Полищук вновь стала одной из востребованных актрис. В 2000 году - автомобильная авария (перед спектаклем «Искушение). После травм, полученных в этой аварии, играла на сцене в ортопедическом корсете. В 2005 году была госпитализирована в Боткинскую больницу, затем прошла курс лечения в Институте имени Вишневского, в НИИ нейрохирургии имени Бурденко ей сделали операцию, удалив часть позвоночника. После операции лечилась в частной клинике в Израиле. Вернувшись в Москву в начале марта 2006 года, продолжила съемки в «Моей прекрасной няне - последней своей роли. Это была юмористическая роль, и для Полищук она стала своего рода профессиональным подвигом. К тому моменту Любовь Григорьевна была уже тяжело больна. Она ходила в особом корсете, поддерживающем больной позвоночник. От усталости падала в обморок. На свой последний съемочный день в «Моей прекрасной няне отпросилась из больницы. Последние месяцы жила на сильных обезболивающих препаратах… И ушла из жизни 28 ноября, в шесть утра, у себя дома… Народная артистка России (1994 год). Жизненное кредо: "Не будем плакать, будем жить столько, сколько отпущено. С радостью!" Неофициальный сайт: lyubovpolishhuk.narod.ru
Бойко Ярослав Николаевич. Родился 14 мая 1970 года в Киеве. Актерское образование получил в Киевском театральном институте, а в 1995 году окончил Школу-студию МХАТ, курс А.Б.Покровской. Работал во МХАТе. В Московском Театре-студии Олега Табакова с 1995 года. Помимо игры в театре, съемок в фильмах увлекается боксом, фехтованием, плаванием, футболом. Работы, не включенные в фильмографию: * "АБВГД Ltd", сериал, 1992 год. Официальный сайт: yaroslavboiko.narod.ru
Мысина Оксана Анатольевна. Родилась 15 марта 1961 года. Окончила Музыкальное училище им. Гнесиных, ВТУ им. М.С.Щепкина (1985, курс М.И.Царева). До учебы в Щукинском училище три года работала в Московском театре-студии им. В.Спесивцева. Актриса, режиссер, певица и музыкант! С детства знала кто она, что она, и кем будет. Обожает свою рок-группу "ОКСи-РОКс". Пробует себя драматическим режиссером, в театральном братстве Оксаны Мысиной. Самым хулиганским поступком считает роль Санчо Панса в своей дебютной режиссерской работе "Кихот и Санчо". Официальный сайт: mysina.theatre.ru
Караченцов Николай Петрович. Родился 27 октября 1944 года в Москве. В 1967 году Николай Караченцов с отличием окончил Школу-студию. Обычно выпускников школы автоматически "распределяли" во МХАТ. Но в 1967 году в Московском театре имени Ленинского комсомола (с 1991 года - "Ленком") в связи с уходом с поста главного режиссера Анатолия Васильевича Эфроса сложилась катастрофическая ситуация недобора актерского состава. Новый главный режиссер театра Монахов обратился с письмом к руководству Школы-студии МХАТа с просьбой о помощи. Впервые за всю историю существования школы, в виде беспрецедентного "исключения", десять ее лучших выпускников были направлены в театр Ленинского комсомола. Так Николай Караченцов стал актером театра и за 30 лет творчества ни разу не "изменил" "Ленкому". Роли и спектакли: * Дым отечества , 1967г. - Шурка Басаргин * Колонисты - Карабанов * Прощай оружие - солдат * Золотой ключик - Кот Базилио * Суджанские мадонны - Колька * Музыка на 11-м этаже - Костя * Автоград 21, реж. М. Захаров, 1973г. * Тиль 1974г. - Тиль Уленшпигель * Звезда и смерть Хоакина Мурьеты, П. Грушко, 1976г. - Смерть и Главарь рейнджеров * Гамлет, реж. А. Тарковский, 1976 - Лаэрт * В день свадьбы (В.С. Розов) - Женя * Мольер - шарлатан с клавесином, брат Силы * Жестокие игры, реж. Марк Захаров 1979г. - Миша Земцов * Юнона и Авось, реж. Марк Захаров, 1981г. - граф Резанов * Оптимистическая трагедия , реж. М. Захаров, 1983г. - Алексей * Школа для эмигрантов 1990г. - Серж * Диктатура совести - Карбышев * …Sorry, реж. А. Галин, 1992г. – Юрий Звонарев * Чешское фото, реж. А. Галин, 1995г. – Лева Зудин * Шут Балакирев, реж. Марк Захаров, 2001г. Народный артист РСФСР (1989). * Лауреат Государственной премии Российской Федерации; * Лауреат премии Министерства внутренних дел Российской Федерации; Работы, не включенные в фильмографию: * "Один за всех", 1986 год, "Лентелефильм", режиссер Мурад Ибрагимбеков; короткометражный фильм. " "А вот и я..", 1990 год, МосфильмРитм, режиссер Алла Сурикова; короткометражный фильм, мюзикл. Жизненное кредо: "...Мужчина не имеет права соединять слова "я" и "устал". Он может один раз в жизни сказать: "Нет больше сил!" - и умереть." Неофициальный сайт: www.karachencov.sitecity.ru
Макарова Инна Владимировна. 28 июля 1928. Родилась в сибирском городке Тайга, детство и юность провела в Новосибирске. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1948, мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой). С 1948 — актриса Театра-студии киноактера. Лауреат Государственной премии СССР (1949, за исполнение роли Любови Шевцовой в фильме "Молодая гвардия"). Народная артистка СССР (1985). Инна макарова написала книгу "Благодарение", в которой рассказала о самых интересных жизненных встречах и дорогих ей людях. Сегодня замечательная актриса снимается в кино и в сериалах - пусть в небольших, но ярких, запоминающихся ролях. Жизненное кредо: "Я очень люблю жизнь во всех её проявлениях."
Нахапетов Родион (Родин) Рафаилович. Родился 21 января 1944 года в городе Пятихатки Днепропетровской области. Окончил актерский факультет ВГИКа (1965, мастерская И.Таланкина). С 1978 — актер и режиссер киностудии "Мосфильм". С 1989 живет в США. Организовал Фонд помощи больным детям России. Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу" за 1968 год. Лауреат Государственной премии (1985, за роль в фильме "Торпедоносцы"). Серебряная медаль им. А.П.Довженко (1984, "Торпедоносцы").
Рудина Татьяна Рудольфовна. Родилась 18 августа 1959 года. Окончила ГИТИС им. А. Луначарского в 1980 г. (мастерская В. Андреева). По окончании была приглашена в театр «Ленком, где работала до 1991 г. В 1992 г. пришла в труппу театра им. М. Н. Ермоловой, где работает по настоящее время. Много сотрудничает с «Театральным товариществом 814 под руководством О. Меньшикова и антрепризой «Независимый театральный проект.
Семчев Александр Львович. Родился 16 апреля 1969 года в Вышнем Волочке, Тверская область. Окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина (курс В. Николаенко) в 1997 г. и был принят в труппу Художественного театра. Дебютировал в спектакле «Женитьба (Яичница). Играл в спектаклях: «Тартюф (Оргон), «Тойбеле и ее демон (Ребе), «Сон в летнюю ночь (Пигва), «Амадей (Повар), «Максимилиан Столпник (Фаперный), «Самое главное (Комик), «Урок женам (Кризальд), «Лесная песня (Дядя Лев), «Ундина (Король), «Женитьба (Яичница). Участвует в спектаклях МХТ: * Антигона, реж. Темур Чхеидзе * Белая гвардия, реж. Сергей Женовач * Кабала святош, реж. Адольф Шапиро * Новый американец, реж. Петр Штейн * Старосветские помещики, реж. Миндаугас Карбаускис * Тартюф, реж. Нина Чусова * Утиная охота, реж. Александр Марин Лауреат премии «Чайка. Звезда рекламных роликов: "Здра-с-с-сьте...", "Где был?", - "Пиво пил"
Какай актрисой была Полищук , и женщина очень красивая. Бескрайне жаль, что ушла так рано...
КОНОНОВ Михаил Иванович. 25.04.1940, Москва - 16.07.2007, Москва Народный артист России (2000) Неудавшаяся театральная деятельность. Выступать на сцене Михаил Кононов начал еще в школе. Вместе с Андреем Смирновым, ставшим впоследствии известным кинорежиссером, они готовили целые эстрадные программы. Успех в школьной самодеятельности и подтолкнул Кононова к поступлению в театральное училище. В 1963 году Михаил Кононов окончил театральное училище им. М. Щепкина, и был принят в Малый театр. Поначалу казалось, он вписался в театральную среду. Однако в дальнейшем отношение руководства Малого театра к молодому актеру изменилось - ходили слухи, будто мэтрам не нравилось, что Кононов делает карьеру в кино. Проработав пять лет, в 1968 году актер покинул театральные подмостки навсегда. Первые роли в кино. Впервые Михаил Кононов снялся в кино еще, будучи студентом театрального училища. В 1961 году он дебютировал ролью Витьки в мелодраме Ивана Пырьева «Наш общий друг. Уже тогда обозначился его типаж - простого, бесхитростного паренька из народа. В первые пару десятилетий им были сыграны немало ролей в этом амплуа: Колька - в лирической киноповести Исидора Анненского «Первый троллейбус, Витька Аникин - в картине Михаила Калика «До свидания, мальчики!, Алеша Семенов в фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет, младший лейтенант Малешкин в героической комедии Владимира Трегубовича «На войне, как на войне и другие. Таким же предстал перед зрителями и ревкомовский писарь Алексей – герой Кононова в историко-революционной трагикомедии «Начальник Чукотки, вышедшей на экраны в 1966 году. В этой картине Михаил Кононов и Алексей Грибов создали великолепный комедийный дуэт. Актеры словно купались в предоставленном материале, при этом, не переходя границ хорошего вкуса и щедро позволяя по очереди солировать друг другу. В том же году на экраны вышла еще одна картина с участием Кононова – выдающаяся драма Андрея Тарковского «Андрей Рублев. Актеру досталась в ней небольшая роль Фомы. Но именно она, по словам Михаила Ивановича, являлась одной из лучших его работ. «Большая перемена. К началу 70-х годов Михаил Кононов был уже очень популярным и к тому же всенародно любимым актером. Он много и разнообразно снимался в кино. При этом его герои, как правило, были наивными, добрыми, и всегда обаятельными. Во всех своих ролях - маленьких и больших - актер оставался бесконечно правдив. И поэтому всегда верилось в существование его героев. Самый большой зрительский успех пришелся на телесериал «Большая перемена, где Михаил Кононов блестяще сыграл учителя Нестора Петровича. Эта легкая и веселая комедия сразу же завоевала сердца зрителей и продолжает оставаться любимой многими вот уже не одно десятилетие. В чем же ее секрет? Авторы нашли ту тонкую грань между реальностью и вымыслом. Казалось бы, совершенно абсурдная идея усадить взрослых, сформировавшихся людей за школьные парты, оказалась не такой уж и фантастической. Она как бы перекликается с идеей культурной революции, всеобщей перековке и переобучению всех людей – любимой идеи тоталитарного строя. У героев фильма отняли право быть собой. И вот уже взрослая дочь (Светлана Крючкова) командует собственным отцом (Евгений Леонов), запрещая одно и разрешая другое. И вот уже половозрелый Ганжа лишен прав на собственную жену-учительницу, которая получила неожиданные властные полномочия, противоречащие ее собственным желаниям, здравому смыслу и вековечной социальной субординации... В этом мире никто не делает то, что ему хочется. Приходится ломать себя, преодолевать, отбрасывать лишние качества и привычки. При этом фильм совершенно не претендует на какие то серьезные исследования, размышления. Он остается веселой и озорной комедией. И только порой сквозь шутки мы видим в глазах главных героев глубокую печаль… Как ни странно, сам Михаил Кононов недолюбливал те свои работы, которые принесли ему популярность зрителей – «Начальник Чукотки, «Большая перемена или «Гостья из будущего. «Если говорить о признании в профессиональных кругах, - говорил актер, - то больший успех принесла мне небольшая роль Фомы в картине «Андрей Рублёв. А массовый успех, какой имеют «Большая перемена или «Гостья из будущего, меня не волнует. Я просто отдал свой профессиональный долг. Когда я прочёл сценарий «Большой перемены, то просто пришёл в ужас и сказал себе: «Ну, если я и это смогу преодолеть, тогда, наверное, я крепкий актёр. Мне кажется, что я справился с этой ролью, естественно, при помощи блистательных актёров, которые только начинали в «Большой перемене. Кино для взрослых и детей. В 70-е – 80-е годы Михаил Кононов особенно много снимался. При этом он нередко демонстрировал блестящее комедийное дарование. Это относится и к его Нестору Петровичу из «Большой перемены, и к Павлику в мелодраме «Начало, и к Митьке Ярмолюку в трагикомедии «Здравствуй и прощай, и ко многим другим. Комедийное начало актер умело сочетал с драматической глубиной. В 1975 году Михаил Кононов впервые попробовал себя в детском кино. Режиссер Геннадий Васильев пригласил его на роль Яшки-писаря в фильме-сказке «Финист – Ясный Сокол. Работа оказалась необыкновенно удачной. Именно, казалось бы, персонажи второго плана в исполнении Михаила Кононова, Георгия Вицина и Михаила Пуговкина стали главными героями картины, придав ей тот самый задор. Сразу же после выхода «Финиста Геннадий Васильев снова пригласил актера для совместной работы в свою новую картину «Пока бьют часы на роль начальника стражи Грызуна. А режиссер киностудии имени Горького Игорь Вознесенский – постановщик киносказки «Кольца Альманзора - увидел в Кононове главного героя. Те из вас, кто знаком с этим фильмом, наверняка запомнили бесстрашного и бескорыстного садовника с таким звонким, как весенняя капель, именем – Зинзивер. А чуть позже Кононов появился в образе коварного и хитрого космического пирата Крыса в детском фантастическом фильме «Гостья из будущего. Вне кино. С конца 80-х Михаил Кононов все реже появлялся на экране. Он сыграл офицера КГБ в картине Юрия Кары «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным (1989), Климента Ворошилова в драме Андрея Михалкова-Кончаловского «Ближний круг (1992) и некоторые другие роли. Но от большинства предложений актер категорически отказывался. В последние годы Михаил Кононов практически не снимается в кино и редко появлялся на людях. «Видите ли, я воспитан несколько по-иному - я опираюсь на заповеди, с какими наше поколение относилось к искусству. Поэтому, отчаянно не снимаюсь в сериалах, которые мне предлагают. Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области “ужастиков”! Настолько всё непрофессионально и нелепо, что я не имею права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже нет в живых. <…> На одной кинопробе я даже разрыдался. Все подумали, что я рыдал, «входя в образ, а я рыдал от ужаса сегодняшнего кинематографа, сегодняшнего телевидения. И от роли отказался, хотя там предлагали большие деньги. Нельзя выходить на зрителя на таком низком моральном и интеллектуальном уровне. <…> Видите ли, нас учили относиться к своему делу иначе. Если идти на поводу у зрителя, то можно вообще заблудиться. Что сейчас и наблюдается в кинематографе и на телевидении. Мы можем показать к месту и не к месту голый зад. Но это же антиискусство, антиэстетика. Мы же не должны поддерживать ни порок, ни массовый психоз. Иначе не нужна наша профессия. Не нужны ни художники, ни писатели, - говорил Михаил Иванович. Актер продал квартиру в столице, построил дом в Подмосковье, растил виноград, помидоры, капусту, тыквы. Причем почти в промышленных масштабах – урожай ведрами соседям отдавали. 16 июля 2007 года Михаил Кононов ушел из жизни после тяжелой и продолжительной болезни.
Ириска пишет: Все подумали, что я рыдал, «входя в образ, а я рыдал от ужаса сегодняшнего кинематографа, сегодняшнего телевидения Очень хороший актер был. Сразу же вспоминаю Большую перемену
ОРЛОВА Любовь Петровна. 11.02.1902, Звенигород - 26.01.1975, Москва Народная артистка СССР (1950). Лауреат Гос. премий СССР (1941 - за участие в фильмах "Волга-Волга" и "Цирк"). Детство. Орловы - один из двенадцати старейших русских дворянских родов. Среди славных сынов этой семьи был тот самый Григорий Орлов, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II и принимал участие в убийстве двух императоров, Петра III и Павла II. Императрица к тому же страстно любила его, и он был усыпан коронованной любовницей несметным количеством титулов, должностей и чинов. В роду Любови Петровны был герой 1812 года декабрист Михаил Орлов, женатый на старшей дочери генерала Раевского Екатерине, в которую был безнадежно влюблен Пушкин. Более двадцати портретов Екатерины Николаевны оставил Пушкин на полях рукописи "Бориса Годунова"! Она стоит в ряду обворожительных, женских персонажей, который столетие спустя логически завершился образом Любови Орловой... Отец, Любови Петровны, Петр Федорович Орлов, был женат на Евгении Николаевне Сухотиной, племяннице мужа дочери Толстого Татьяны Толстой-Сухотиной. В приданое Евгении Николаевне досталось имение Сватово в Воскресенском уезде (ныне Истринский район). Имение это было скромнее легендарных Кочетов, где частенько собирались семьи Толстых и Сухотиных, но в страшные годы революции, чудом оставшись жить в Сватове, где они держали корову, родители Любочки и ее сестры Нонны не умерли с голоду. Две сестры, две судьбы... тоненькая, изящная Нонна - в раевскую породу и крепенькая Любочка - в орловскую. Было в ней какое-то лобастое упорство. Чуть позже она стала заниматься музыкой, брать уроки драматического и балетного искусства, мечтая стать актрисой... А пока сестры Орловы носили по утрам в Москву молоко. От тяжести бидонов суставы краснели и распухали. Любочка потом свои руки не любила и прятала - вы никогда не увидите их в кадре. Успешный дебют. Первым, кто восхитился Любочкой Орловой, был сам Федор Шаляпин, являвшийся другом семьи Орловых. Случилось это в 1908 году на детском балу, который великий певец устраивал в своем особняке на Новинском бульваре в Москве. Среди детворы он приметил маленькую девочку с белокурыми локонами до плеч и с восторгом поднял ее на руки. Любочке было тогда шесть. А когда она сыграла роль Редьки в домашней оперетте "Грибной переполох", Шаляпин первым же предрек ей славу артистки. Он так увлекся и подружился с маленькой Любочкой, что сочинил ей стихи и подарил автопортрет. Вначале, после окончания Московской консерватории (1919-1922), а затем и хореографического отделения Московского театрального техникума (1922-1925), Любовь Орлова работала в Московском музыкальном театре, которым руководил Владимир Иванович Немирович-Данченко. Там она выступала как оперная певица и исполнительница хореографических номеров. Дебютом в кино стало исполнение роли Грушеньки в картине "Петербургская ночь" (1934) режиссера Григория Рошаля. Это была одна из первых экранизаций романа Достоевского "Братья Карамазовы", поставленная еще в эпоху немого кино. Эта роль потребовала от Орловой навыков работы драматической актрисы. Далее - роль Эллен Гетвуд в немом фильме Бориса Юрцева "Любовь Алены". Фильмы Александрова. Поворотным моментом в ее творчестве стала роль домработницы Анюты в фильме Г. Александрова "Веселые ребята". Ею восхитился сам Сталин в 1934 году, когда посмотрел в Кремле эту комедию. И уже через две недели после премьеры комедии, в январе 1935 года, когда отмечалось 15-летие советского кино, подписывая указ о награждении высшими наградами корифеев кино С. Эйзенштейна, С. Юткевича, Л. Кулешова и других, Сталин собственноручно вписал в этот блистательный ряд и Любовь Петровну Орлову, фактически дебютантку. А вот главный герой комедии Леонид Утесов, под которого делался фильм, не получил ничего, кроме фотоаппарата... Следующим фильмом был "Цирк", основой которого явился мюзикл "Под куполом цирка" Катаева, Ильфа и Петрова. Как всем нравились ее подпрыгивающие брови и наивно распахнутые в дежурной комедийности глаза! Александров успел изучить некоторые свойства ее лица. Он оттачивал каждый жест, полуповорот, взмах ресниц. Но, правда, и Орлова со своей энергией и упорством была адекватна этому вниманию. Неизменную команду - режиссера Александрова, композитора Дунаевского, поэта Лебедева-Кумача - окрестили орловскими рысаками, поскольку зрители раз и навсегда приняли "Цирк" как фильм Орловой. Любовь Орлова вошла в каждую семью советских людей. На улице встречные замедляли шаг, мужчины снимали шляпы, а на самых суровых лицах появлялось выражение радушия. Песни, которые пела Орлова, пела вся страна. Она стала любимой актрисой Сталина. Наверное, именно это и дало возможность Александрову и Орловой полностью реализоваться в те годы. И выжить... Когда вышел фильм "Волга-Волга", Сталин на даче часто устраивал его просмотры, на которые приглашались самые избранные. Но Любови Петровны среди них не было. Как-то так повелось, что она изначально не стала посещать кремлевские и неофициальные приемы, а потом это уже было обыкновенно. "Орловой нет?" - "Орлова занята!" Другие роли в кино. Любовь Орлова была очень красивой и талантливой, обладала безупречным мастерством, прекрасно пела и танцевала. Она стала одной из самых популярных и любимых актрис конца тридцатых - начала сороковых годов. Вначале она играла только комедийные роли, которые и принесли ей известность. Героини Любови Орловой - американская актриса Марион Диксон из фильма "Цирк" (1936), почтальон Дуня в "Волге-Волге" (1938), ткачиха Таня в фильме "Светлый путь" (1940), профессор Никитина в комедии "Весна" - были разными по характеру, специальности, образу жизни, но у всех них было одно общее: все они создавали облик времени, где торжествовало добро и справедливость, где исполнялись все мечты и сбывались желания. Эти фильмы напоминали красивые сказки со счастливым концом, которые происходили как бы в реальной жизни, где-то рядом. Героини Любови Орловой были близкими и понятными миллионам зрителей, и они с восторгом следили за всеми перипетиями их экранной жизни. Зрители больше знают Любовь Орлову по ее комедийным ролям, однако она так же успешно работала над драматическими образами - Паолы Менотти в картине режиссера Рошаля "Дело Артамоновых" (1941), журналистки Дженет Шервуд в фильме режиссера Александрова "Встреча на Эльбе" (1949). В годы войны Любовь Орлова снялась в нескольких боевых киносборниках. Любопытно, что Любовь Орлова сохраняла верность одним и тем же режиссерам и старалась их не менять. Причина была простой. Она легко усваивала замечания режиссеров и в то же время могла проиграть весь рисунок фильма или спектакля, каждый раз становясь как бы соавтором постановщика. Но такое ей мог позволять далеко не каждый режиссер, поэтому их выбор в творческой жизни актрисы был весьма ограничен. По сравнению с другими актрисами (скажем, Мариной Ладыниной, которая также обладала незаурядной внешностью и талантом) Любовь Орлова всегда выигрывала. Она находилась на экране в постоянном действии, и, кроме того, каждое ее движение было филигранно точным, продуманным, осязаемым. Несмотря на то, что все ее героини совершенно разные, иногда кажется, что актриса всегда играла только саму себя. В последнем фильме "Скворец и Лира" Любовь Орлова сыграла роль советской разведчицы, вся жизнь которой проходит перед зрителями. Этот образ как бы соединил в себе знакомые черты всех героинь Любви Орловой, которые актриса обогатила новыми красками. Здесь в полной мере раскрылся драматический талант актрисы, поскольку она впервые не пела и не танцевала на экране. Все свое внимание она сосредоточила на внутренних переживаниях своей героини. Последние годы жизни. В последние годы жизни актриса почти перестала сниматься в кино и работала в Московском театре имени Моссовета (с 1947), где создала ряд замечательных актерских работ в спектаклях режиссера Юрия Завадского. Одна из них - роль миссис Сэвидж в спектакле "Странная миссис Сэвидж". Актриса Наталья Богунова, которой посчастливилось работать вместе с Орловой, рассказывает о ней с неподдельным восхищением: «Орлова была звезда. <…> Вот мы ездили в Ростов-на-Дону на сбор урожая. Я была ведущей концерта, и она с одной чечеткой в своем номере, так ее отчечечит, люди просто вообще там умирали от восторга. Ей было около 70. Но она была независима в театре. Она была актрисой вне интриг. В последние месяцы жизни, уже в больнице, перерыв весь мировой драматургический материал, Любовь Петровна выбрала к своей следующей постановке пьесу румынского автора Аурэла Баранчи "Травести" (или "Маска"). Ее героиня - театральная прима, в первом акте предстает в возрасте сорока лет, во втором ей уже за восемьдесят, а в перспективе - она и вовсе бессмертна. Смерть Орловой оборвала эти планы неувядающей актрисы, и в гроб она положила плохую копию Любочки, как бы из мести за то, что та так долг ускользала от ее зловещего оскала. Личная жизнь. Звездная пара. Весной 1933 года молодую актрису Музыкального театра Любовь Орлову пригласили на кинопробы в один из павильонов "Мосфильма". До этого ей с кинематографом не везло, да и сейчас, когда на нее напялили нелепую широченную юбку и полосатые чулки, заплели две торчащие, как рожки, дурацкие косички и, не объяснив толком, что требуется, повели в фотостудию, она поняла, что предлагаемая роль невелика и неинтересна, ей совершенно не подходит, и хотела только одного - чтобы этот маскарад скорее кончился. Но уже через минуту после пробы она знала, что готова сниматься в этом фильме в любой роли, пусть даже в эпизоде - как угодно, в чем угодно, лишь бы сниматься и чтобы это началось как можно быстрее и продолжалось как можно дольше... Человек, ненадолго появившийся в студии на пробах фильма "Джаз-комедия", был тогда молод, быстр, насмешлив и, надо сказать, совершенно не догадывался о том впечатлении, которое произвел на актрису. Спустя двадцать лет она сказала об этой встрече: "Я увидела голубоглазого золотоволосого бога, и все было кончено". Автору и режиссеру первой советской музыкальной "Джаз-комедии", прогремевшей впоследствии на весь мир под названием "Веселые ребята", Григорию Васильевичу Александрову, было в ту пору 30 лет. Орловой на год больше... Впрочем, судьбе еще хотелось поиграть с ними в кошки-мышки, подразнить встречей-невстречей, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы поиски героини не привели Александрова в Музыкальный театр Немировича-Данченко на спектакль "Перикола", а потом и за кулисы, чтобы познакомиться с актрисой Орловой, исполнявшей главную роль. Она не напомнила ему о тех, кажется, не очень удачных кинопробах. Зачем? Конечно же, он не запомнил их первую встречу... Зато теперь рассыпался в комплиментах. Александров пригласил ее на вечер, где должны были состояться торжества, посвященные юбилею Л.В. Собинова. С банкета они ушли вместе. К дому в Гагаринском переулке, где жила Орлова, они подошли, когда совсем рассвело. Расстались, так и не перейдя на "ты". И не переходили уже никогда. Словно хрупкое "вы" было защитой от хаоса, залогом будущих встреч или просто личным кодом. Эту интонацию задала она, Орлова, суеверно боясь, что сизо-сиреневая ночь их знакомства может выцвести до серовато-бурых оттенков очередного топотливого дня. Им было с чем сравнивать. Первые браки оставили: одной - ощущение боли по напрасно загубленному человеку, мужем Орловой был руководящий работник Андрей Каспарович Берзин, погибший в сталинских лагерях. Другому - досаду, невнятицу и сына Дугласа. С его матерью Александров расстался еще до поездки в Америку. В один из июльских вечеров 1933 года она появилась дома с Александровым. Родные замерли - вместо привычной темноволосой Любочки в прихожей стояла ослепительная блондинка. И в тот же день состоялось утверждение Орловой на роль Анюты в фильме Александрова "Веселые ребята". Тогда и возник тот самый легендарный образ первой советской кинозвезды с мировой известностью! У них было любимое место на земле - дача во Внуково. Там они и жили практически всегда, когда не требовалось постоянного присутствия в Москве, на Бронной. А в особый весенний день они оставались вдвоем, отменяя все дела независимо от их важности. Был ли это день их знакомства или еще что-либо более личное?.. Известно только, что если в этот день Григорий Васильевич был вне Внукова, то в каминной комнате на даче задергивались шторы, на столе стоял бокал красного вина - неизменный "Филипп Моррис" - и телефонный аппарат. Любовь Петровна ждала его звонка... "Я храню каждую Гришину записочку, - как-то призналась она, - даже такие: "Буду в шесть" или "Заеду после восьми". А потом погрозила пальцем в сторону кабинета мужа: "А он, наверное, нет!" В этих записках они тоже оставались на "вы", даже если речь шла о каких-то банальностях. Невероятная занятость Александрова - действительная и по инерции перешедшая позднее в разряд приятной легенды - старательно поддерживалась Орловой. Гриша был гений, а гений не должен ничего делать дома, только снимать свои гениальные фильмы и любить ее - Любочку. Правда, фильмов в 70-е годы Александров уже не снимал. Времена бодро-счастливых советских людей канули в Лету... Да и годы уже были не те, изменился имидж "босоногого комиссара". Почтенный, величественный Александров, мэтр отечественной кинематографии, с удовольствием участвовал во всевозможных симпозиумах, преподавал, писал книгу. Новый год они встречали всегда вдвоем. Зимний внуковский лес, негатив снега, берез и темноты окон в гостиной. Проводы Старого года... За пять минут до Нового всякий раз совершалось одно неизменное действие. Под бой курантов двое выходили из дома - из года - и шли по расчищенной тропинке вперед, до тех пор, пока не вступали в Новый год. Такая примета - только вперед, по заснеженному лесу, вперед - все 365 очередных дней. В лесу у них была особая скамья, на которой они сидели несколько минут, выпивали по бокалу шампанского и возвращались домой. Всегда вдвоем - Люба и Гриша... Звездная пара, два любящих сердца, над которыми не властно время...
БАЛТЕР Алла Давыдовна. 23.08.1939, Киев - 14.07.2000, Москва. Заслуженная артистка РСФСР (1990) Встреча с Виторганом. Окончила Киевское театральное училище при Театре им. И. Франко и вступила в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Тогда Алла Балтер и познакомилась с актером Эммануилом Виторганом. У обоих тогда были семьи. У Виторгана - дочь. Первого мужа Аллы, как это ни странно, тоже звали Эммануилом. Говорят, он безумно любил свою жену, носил ее на руках, а она все бросила и ушла к Виторгану. Или это Виторган бросил семью, ребенка и ушел к Балтер. Одним словом, историю их любви знал весь город. Все было непросто. Как-то уже спустя много лет в одном интервью Алла Давыдовна призналась: "Я страдала, хотела все время убежать. Я вообще была девушкой, которая меньше всего ожидала от себя, что станет разлучницей. Я любила, я ждала, но говорила все наоборот: нужно все остановить, исчезнуть, испариться куда-нибудь...". В театре Товстоногова, в котором они и познакомились, Виторган и Балтер играли двух влюбленных - Бернардо и Аниту в спектакле "Вестсайдская история". Театральная общественность считала их самой красивой парой Ленинграда. Переезд в Москву. В 1971 году супружеская пара Балтер-Виторган покинула Ленинград. Они перебрались в Москву и стали работать в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского. Созданные Аллой Балтер на его сцене образы стали событием театральной жизни Москвы. С 1984 года - Алла Балтер в труппе Московского театра им. Вл. Маяковского. Была введена на роли Мэг и Марии в спектакли "Кошка на раскаленной крыше" Т. Уильямса и "Да здравствует королева, виват!" Р. Болта. В Театре Маяковского все звали ее Аллочкой. И очень редко - Аллой Давыдовной. Что удивительно, даже общаясь между собой, актрисы никогда не называли ее по фамилии - Балтер, они говорили - Аллочка. Она была очень красивой, но при всей своей ослепительной женственности ни у кого не вызывала зависти: ей прощали и успех, и внешность, и известность мужа - Эммануила Виторгана. Этой парой нельзя было не любоваться. Даже их фамилии воспринимались, как одна: Виторган - Балтер, Балтер - Виторган. Выяснять, кто в этом дуэте вел, - занятие бесполезное, потому что две звезды - это уже созвездие. Но тепло и свет, которыми так щедро делилась Аллочка, давали ей полное основание считаться любимицей театра. То, что она нравилась мужчинам - собратьям по цеху, ни у кого сомнений не вызывало. Актер театра Александр Шаврин говорил об Алле Давыдовне только в превосходной степени: "Блестящая, великолепная, всегда потрясающе выглядела..." Но чтобы о своей коллеге так отзывались женщины... Актриса Ольга Прокофьева: "Аллочка - эксклюзив, эталон. Законодательница моды и стиля в театре. Для нее ухоженность - это норма, а красота и шарм - образ жизни. Она была такой светлой и чистой..." Татьяна Аугшкап, руководитель актерского агентства "АрТКиТ": "Алла Давыдовна - всегда в форме, при прическе, в духах. Она была тонкой и чувственной актрисой, женщиной - от Бога...". Кино. В кино Алла Балтер снималась редко. В 1984 году она сыграла главную роль в политическом детективе "Последний визит", а в 1986 вместе со своим мужем Эммануилом Виторганом она снялась в фильме "Шпион". Вместе с Виторганом она снималась в небольших ролях в детективе "Ларец Марии Медичи", музыкальном фильме "Когда святые маршируют" и политическом детективе "Черный квадрат". Балтер и Виторган. Была одна очень семейная черта у Виторгана с Балтер - не навязывать свои проблемы и не посвящать даже очень близких друзей в большие и маленькие тайны своего дома. А тайны бывают в каждой семье. Несколько лет назад у Эммануила Гедионовича были серьезные проблемы с легкими, подозревали рак. Пришлось делать очень сложную операцию, но все тогда обошлось, и Алла Давыдовна, сохраняя абсолютное внешнее спокойствие, на все вопросы коллег отвечала: "Не волнуйтесь, у нас все хорошо". То, что это именно Аллочка выцарапала Эмму из лап страшной болезни, никто не сомневался. Все знали, какой сильный характер у этой женщины и как она влюблена в своего мужа. Когда болезнь вдруг настигла Аллочку, Эммануил Гедионович тут же поспешил успокоить коллег-актеров: "В больнице Аллочку навещать не надо, ее скоро выпишут". В театре тогда решили написать Аллочке большое коллективное письмо. И все, кто мог - от вахтеров до работников сцены, - стали сочинять ей записочки с добрыми словами и пожеланиями скорее вернуться. Она вышла на сцену в декабре, и все с облегчением вздохнули: теперь все позади, Аллочка справилась. Ее жажда играть и работать в эти дни особенно поражала. Балтер была занята сразу в нескольких спектаклях, играла "Нору", "Чуму на оба ваши дома", блестяще работала в антрепризе Михаила Казакова "Цветок смеющийся. 27 декабря Виторгану исполнилось 60 лет, и в театре отмечали юбилей известного актера. Отмечали так, что у Аллочки в глазах стояли слезы - от счастья, любви и переполняющей нежности к мужу и благодарности ко всем, кто так по-доброму относится к ней и Эмме. Аллочка вспомнила и про записочки, и про все-все хорошее, что подарили ей судьба и театр. Актриса Таня Орлова рассказывала: "Аллочка говорила в тот день слова, которые уходили в вечность, они были абсолютно искренними и небанальными..." Сейчас о том юбилее вспоминают, как о дне прощания Аллочки с театром. Был один эпизод, который запомнили все. В подарок Виторгану Евгения Симонова преподнесла отрывок из его собственного спектакля "Взрослая дочь молодого человека", там у Виторгана был свой коронный танец, визитная карточка актера. Симонова завела Виторгана так, что он вдруг начал отплясывать "чучу". Тут же в круг выскочила Аллочка и своим зажигательным танцем поддержала мужа. Все просто онемели: Аллочка, после долгой болезни, серьезной операции, в корсете и так великолепно танцует! А потом были март и череда не слишком приятных событий. В спектакле "Цветок смеющийся" у Аллочки подвернулась нога - каблук попал в щель. То ли это спровоцировало неприятные ощущения в ноге, то ли прежняя болезнь решила о себе напомнить, но Аллочка почувствовала себя неважно. На следующий день ей предстояло играть в спектакле "Чума на оба ваши дома". К двум часам дня боль в ноге усилилась, и Алла Давыдовна решила позвонить Лазареву с Немоляевой (обе семейные пары играли этот спектакль по очереди), чтобы на всякий случай подстраховаться. Но вечером она все-таки вышла на сцену. С трудом отыграла первый акт: боль в ноге была такой невыносимой, что актриса вообще едва могла стоять. Срочно вызвали "Скорую". Спектакль хотели отменить, но Алла Давыдовна не позволила. С неживой, отнимающейся ногой Балтер, играющая герцогиню, все-таки вышла на сцену. Точнее, ее - такую легкую и изящную - просто внесли, держа под руки, верные слуги (ребята-актеры). Все мизансцены спектакля Балтер с Виторганом по ходу перестроили так, что зрители не заподозрили ничего странного в том, что герцогиня в основном сидит, а если и поднимается, то слуги не отходят от нее ни на шаг. После спектакля зал, как обычно, приветствовал актеров стоя, но на поклон Алла Балтер уже не вышла. На вопрос: "Кому такое неоправданное геройство было нужно? Зрителям? Они все равно его не оценили. Аллочке? Но стоило ли так страдать..." - отвечает актриса Татьяна Орлова: "Дело не в зрителях и не в Аллочкином героизме, поймите. Сильный характер, воля - все это ерунда. В тот день Аллочка боролась за жизнь, она изо всех сил отвоевывала себя у смерти. А больная нога - это так, недоразумение. Многие в театре даже не догадывались, насколько все серьезно, и не предполагали, что это последний Аллочкин спектакль..." Через три дня ее положили в онкологическую больницу на Каширском шоссе, сделали очередную, уже третью по счету, операцию. Больше Алла Давыдовна в театр не вернулась. Никогда. Актеры сами ее навещали и не могли поверить: разве Аллочка больна? Перед ними была, как всегда, ухоженная, невероятно привлекательная Аллочка. Она шутила, смеялась, выпивала самую чуточку вина за компанию. Вот только одно ее огорчало - абсолютная неподвижность ног. Таня Орлова рассказывала, как волновалась Аллочка: "Неужели я останусь такой на всю жизнь?" Она лежала в палате, кажется, на самом последнем, 18-м этаже, и перед нею как на ладони расстилалась вся Москва. Был май, море зелени, голубое небо - и никакой надежды. Аллочка медленно угасала. Врачи поставили страшный диагноз: рак позвоночника. В это никто не хотел верить - ни муж, который сделал все, чтобы спасти Аллочку, разыскал и привез самых лучших врачей, а потом собрал деньги (был организован специальный фонд помощи актрисе Алле Балтер) на операцию в Германии, где лечилась Раиса Горбачева. Ни сын Максим Виторган, который боготворил свою мать, ни сама Аллочка, которая боролась до последнего. Говорят, что даже медсестры, привыкшие ко многим трагическим финалам этой страшной болезни, глядя на актрису, плакали. Ее перевезли в подмосковный санаторий, и там началось самое страшное. Татьяна Орлова: "От приезда к приезду по каким-то мелочам стали замечать, что Аллочке становится все хуже и хуже. У нее над кроватью висел такой металлический треугольник, держась за который Аллочка подтягивалась. Она цеплялась за этот треугольник с невероятным упорством, словно за жизнь. И все подтягивалась, подтягивалась... Вначале двумя руками, потом, когда совсем обессилела, одной. Аллочку мучили страшные приступы боли. Ей кололи наркотики, раз от раза увеличивая дозу. Она засыпала. А потом начиналась другая боль, уже от ломки суставов. А она так хотела жить, так хотела играть...". 14 июля 2000 года Аллы не стало. На панихиде всем особенно запомнились слова Максима: "Мама для меня - это абсолютно все. И когда позвонил папа и стало ясно, что все... Я в первый миг подумал - надо же позвонить маме и спросить у нее, что делать...".