Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович - разговоры

  Флора и фауна Легенды,мифы и сказания о цветах
С глубокой древности цветы являются неизменным спутником нашей жизни. Но не только красота и аромат заставляли людей поклоняться им, цветы обладают ещё и волшебным даром выражать многообразие человеческих чувств и взаимоотношений. Символика цветов и её язык многообразен и порой противоречив. Различные религии по-своему толковали символику цветов, привязывая их к своим богам, мифам и легендам. Становясь священными, цветы приобретали новые, нехарактерные для них свойства, утрачивая истинные.По мере того, как человеческая цивилизация всё больше отрывалась от природы, люди переставали помнить её тайнопись, лишали её самостоятельности. Исторические события постоянно вносили перемены в символику растений.Я думаю,многим будет интересно познакомиться с преданиями и легендами,существующими о цветах.

Ответов - 81, стр: 1 2 3 4 5 6

Шалфей. Шалфей называют цветком,продлевающим жизнь. Родиной шалфея считают Южную Европу, где он и сейчас произрастает в диком виде в сухих гористых местах. Культивируется во многих странах Европы. «Против власти смерти растёт в садах шалфей… Такие стихи слагали древние греки, веря в чудодейственную силу этого растения. Врачи древней Эллады Гиппократ, Диоскорид высоко ценили лечебные свойства шалфея, считали очень полезным при бес-плодии, хорошим тонизирующим и желудочным сред-ством. Уже в то время водный настой листьев шалфея был широко известен как «греческий чай. В старинных легендах о шалфее говорилось как о продлевающем жизнь. На юге Европы шалфей получил называние «священной травы. В Англии рассказывают о человеке, который питался только хлебом, маслом и шалфеем и прожил около 150 лет. Вот, что произошло однажды в Молдове, где было много плантаций лекарственных трав. Там выращивался так называемый мускатный шалфей (Salvia sclarea), отличавшийся особым ароматом. Он и медонос, и отличная приправа к мясным и рыбным блю-дам, колбасам, он нужен для приготовления лекарствен-ного чая и разнообразных напитков, а парфюмерам заме-няет даже амбру (это как раз шалфей придает неповтори-мый букет запахов одеколону «Шипр). Так вот, кре-стьяне многие годы вывозили отходы после переработки шалфея прямо в поле и оставляли там догнивать под дождем, а по весне запахивали. И почва никогда не знала истощения — столь щедро подкармливали ее остатки богатырской травы. Всю зиму вода в лужах стояла темно-зеленой, и никто не подозревал, какой она вдруг преподнесет сюрприз. Две лошади заболели туберкулезом. Ветеринарные врачи уже совсем было махнули на них рукой, и лошади без присмотра паслись на опустевшем с осени поле, купались в лужах с шалфейным настоем. А потом вдруг люди начали замечать, что лошади и ходить стали легче, и рез-вость у них появилась. Осмотрел их ветеринар - туберкулеза как не бывало... Так было открыто еще одно целебное свойство шалфея. В Украине и в Крыму культивируется в специа-лизированных хозяйствах и разводится в садах и огородах, как шалфей лекарственный, так и мускатный. В окрестностях Симеиза на южных солнечных склонах над старой Севастопольской дорогой иногда встречается шалфей лекарственный. На вид он грубоват - с широкими листьями и силь-ным цветоносом, увенчанным кистью фиолетово-синих цветков. Сорвешь стебель, и чем больше вялятся на солнце цветки, тем крепче становится источаемый ими запах. Кажется, даже во рту у тебя становится приторно-сладко... Шалфей цветет, правда, недолго, но ароматны у него не только цветы, но и листья, и в старину эти листья продавали на вес золота. "Как может умереть человек, если в саду у него растёт шалфей?" - сказал Плиний Старший .
Препараты шалфея используют как успокаивающее, кровоостанавливающее, антисептическое, противо-воспалительное, дезинфицирующее, мягчительное, спазмолитическое, отхаркивающее и ранозаживляющее средство. Они уменьшают выделение молока у кормящих матерей, повышают секреторную активность желудочно-кишечного тракта, уменьшают образование газов, способствуют уменьшению сахара в крови, стимулируют выделение желудочного сока. Наружно их применяют для предупреждения выпадения волос. Часто используют как средство борьбы с бесплодием. Препараты очень активны против стафилококков, стрептококков и другой грамположительной микробной флоры. По этой причине они оказывают положительное действие при лечении гноя ран, язв и воспалении кожных покровов. Препараты шалфея как в чистом виде, так и в смесях с другими травами применяют при лечении болезней желудочно-кишечного тракта, болезней желчного пузыря и печени, а также как мочегонное, ветрогонное и вяжущее средство. Шалфей широко используют при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей и полости рта в виде полосканий, ингаляций и влажных тампонов. Настой шалфея укрепляет нервную систему, улуч-шает обмен веществ, нормализует половую функцию, снимает дрожание рук. Его эффективно используют при параличе, плохой памяти, как общеукрепляющее и сосудорасширяющее средство. Настой является эффективным средством для полос-каний при воспалительных процессах полости рта и горла, ангинах, катарах дыхательных путей, просту-де, кашле, бронхиальной астме, туберкулезе легких, кровохарканьи, удушье.
Эдельвейс. Легенда про эдельвейс (из книги С.П. Красикова "Цветы самоцветы"). Давно это было. Много лет прошло с тех пор, лето сменялось зимой, а зима летом. Горы изменили свою форму, реки поменяли русла. Не найти сейчас ни места, где случилась эта история, ни вспомнить, когда произошла она и произошла ли вообще. Тем не менее, вот как это было. В одном далеком королевстве жили король, королева и их дочь - пекрасная принцесса. Не было никого равного по красоте молодой принцессе. Много принцев съезжалось отовсюду просить ее руки, но всем она отказывала. - Я выйду замуж только за того, кто принесет мне прекрасный эдельвейс! - отвечала она принцам. Весть о ее желании быстро разнеслось по разным королевствам. И молодые принцы отправились в горы, чтобы найти этот цветок и пренести принцессе. Каждому хотелось стать мужем прекрасной принцессы. Но высоко в горах рос эдельвейс, неприступны были пути к нему, да и не было путей - одни острые высокие скалы. И когда принцы добрались до скал, то не всякий решился отправиться за цветком наверх. Кто-то испугался крутых скал, кто-то полез и разбился, не удержавшись на опасных склонах, а кто-то вообще отказался от этих поисков и отправился в свое королевство, там тоже были хорошие девушки, не такие красивые как наша принцесса, но тоже ничего. Шли годы, но никто не мог сорвать заветный цветок. Очень высоко он рос, а скалы надежно защищали его. И вот однажды молодой юноша решил испытать себя и отправился за цветком. Он шел неделю, потом другую, а затем и третью. Спустя много тяжелых дней пути подошел он к крутым скалам. Не испугавшись насупившихся скал, полез он вверх. И Удача улыбнулась юноше, поскольку он был смел, мужественен, и чиста была его душа. Трудно дался ему подъем. Разорвал он одежду об острые скалы, исцарапал руки и ноги в кровь, но достиг места, где рос эдельвейс. Расступились грозные скалы, и открыли этот маленький и беззащитный цветок. Он оказался нежным и пушистым, совсем не таким, как громоздящиеся вокруг скалы. Сорвал юноша цветок и отправился в обратный путь. Но еще трудней был путь назад, скалы не хотели отдавать свой цветок, который они охраняли день и ночь, укрывая от холодного ветра и палящего солнца. Камни сыпались из-под рук и ног, колючие кусты, росшие рядом, рвали одежду и царапали юношу. Дождь и снег, гонимые ветром, обрушивались на него. Но Удача опять сопутствовала ему, а может он думал о принцессе, и это помогало ему справляться со всеми невзгодами и трудностями. И вот наконец он принес цветок во дворец. - Вот тот цветок, который ты просила, принцесса, - сказал юноша. - Ты единственный, кто смог исполнить мое желание, - ответила принцесса, - Ты смел и мужественен. Будь моим мужем! Однако юноша отказался, ведь принцесса к этому времени была уже старухой. Он покинул замок и отправился в новые странствия, где его ждали новые приключения. Удача теперь всегда была рядом с ним. Ведь тот, кто сможет дотянуться до эдельвейса - обретет мужество, а Удача никогда не покинет его. А сердце девушки, которой он принесет цветок - будет принадлежать ему навеки.
ЛЕГЕНДА ОБ ЭДЕЛЬВЕЙСЕ. Давным-давно на самой высокой вершине Альп жила прекрасная фея, которую все звали Снежная Королева. Жители гор и пастухи взбирались на вершину, чтобы полюбоваться ею, но все они падали со скалы и разбивались в ущелье. Судьба так распорядилась, что ни один смертный не мог жениться на Снежной Королеве. Но, не смотря на это, многие смельчаки пытались поговорить с ней, надеясь, что им удастся добиться её. Каждому просителю разрешалось придти в величественный ледяной дворец с хрустальной крышей, где стоял трон Королевы. Но в тот момент, когда он начинал говорить о своей любви и просил её руки, появлялись тысячи гоблинов, хватали его и сбрасывали со скалы в бездонную пропасть. Королева спокойно наблюдала за этой сценой, её ледяное сердце было не способно чувствовать. Легенда о хрустальном дворце и прекрасной бессердечной королеве достигла самых далёких альпийских деревушек и дома бесстрашного охотника. Очарованный этой легендой, он решил попытать счастья. Покинув свою долину, он шёл много дней, взбирался на покрытые снегом и льдом вершины, наперекор пронизывающему ветру. Не раз ему казалось, что всё потеряно, но мысль о прекрасной Королеве давала ему новые силы и заставляла идти дальше. Наконец, после многих дней покорения вершины, он увидел перед собой сверкающий на солнце ледяной дворец. Собрав последние силы, молодой охотник зашёл в Тронный Зал. Он был так потрясён красотой Снежной Королевы, что не мог вымолвить ни слова. Королева молча смотрела и думала, раз он не просит её руки, значит и нет нужды звать гоблинов. Но вот, к её большому изумлению, она обнаружила, что его поведение тронуло её сердце. Она поняла, что ей нравится этот смелый охотник, который был моложе и красивее предыдущих просителей её руки.Шло время и Снежная Королева, хоть и боялась в этом признаться, с радостью бы вышла замуж за этого молодого человека. А в это время гоблины наблюдали за своей госпожой; вначале они были очень удивлены, а потом стали всё больше и больше огорчаться. Они очень боялись, что их Королева моежет нарушить закон, и это навлечёт на Горный народ гнев Судьбы. Видя, что королева не спешит отдавать приказ, чтобы избавиться от охотника, гоблины решили взять инициативу в свои руки. Как-то вечером, когда стемнело, они выскочили и схватили молодого охотника. И сбросили его со скалы. Снежная королева видела всё это в окно, однако ничего не могла сделать. Но ледяное сердце прекрасной и жестокой феи растаяло, и она стала простой любящей женщиной. Из глаз упала слеза, первая в её жизни. Слеза Снежной Королевы упала на камень и превратилась в маленькую серебряную звёздочку. Это был первый эдельвейс... цветок, который с тех пор растёт только в самых высоких, самых труднодоступных вершинах альп, на краю пропасти...
Одна из многих легенд об эдельвейсах, которые рассказывают в Карпатах. В окрестностях горы Петрос жила когда-то семья гуцула. Однажды летом к ним приехали знакомые со своими сыновьями-близнецами. У гуцула была дочь-красавица. В долгих беседах выяснилось, что дети в обеих семьях родились в один год и день. После этого посещения девушка и юноши часто встречались, гуляли в живописных окрестностях Петроса. Юноши полюбили дочь гуцула, да и девушке нравились парни - один другого лучше. Долго терзала парней нерешительность, но все же каждый втайне от брата объяснился девушке в своих чувствах. Родители не противились возможной свадьбе, только кому отдать предпочтение - должна была решить сама девушка. Но и ей сделать выбор было трудно. Наконец она сказала братьям: "Кто из вас принесет мне в подарок шелковый цветок, тому отдам сердце и руку". Долго ходили парни по горам в поисках шелкового цветка (так в Карпатах называют эдельвейсы). Поднявшись на полонину, встретили старого пастуха и рассказали ему о своих заботах.Пастух показал на отвесные склоны трехглавой горы: "Там растет шелковый цветок. Только достать его может самый смелый и сильный парень. Взбираться на скалы нелегко. К тому же цветы охраняют очень красивые девушки-волшебницы. Они подарят их вам, если навсегда останетесь в их горном царстве. Иначе они сбросят вас со скал в глубокие ущелья…." Это не испугало парней. Любовь придавала силы. Трудной и долгой была дорога в горы. На неприступном утесе они увидели наконец один цветок. Опережая друг друга, братья в спешке взбирались на отвесные скалы. Каждому хотелось первым сорвать цветок. Одному из парней удалось добраться к эдельвейсу. Но тут появились девушки-волшебницы, приглашая юношей остаться среди них. Не согласились братья. И рассердились горянки: "Не видать вам счастья в жизни!". Под ногами парня, который дотянулся первым до эдельвейса рушится скала, он срывается и, падая, сбивает в пропасть своего брата… Девушка долго ждала юношей. Не дождавшись, ушла в горы на поиски. На полонине старый пастух рассказал ей о встрече с парнями, показал скалы, к которым они ушли. Поднялась девушка к утесам и увидела следы страшной беды. Не вынесла горя дочь гуцула и бросилась со скалы в пропасть….
Одуванчик. До восхода солнца он зеленый. Но стоит ранним утром солнечным лучам коснуться изумрудной травы, как сразу же начинают загораться звездочки золотисто-желтых цветков одуванчика. Повыше поднимется солнце - весь луг загорится, запылает. К вечеру он снова постепенно зеленеет и с закатом солнца теряет яркое убранство, становится обычным. В это время цветок одуванчика закрывается на ночь, сжимая свои лепестки, словно засыпая, чтобы завтра вновь проснуться вместе с солнцем. В сельском хозяйстве одуванчик лекарственный считается повсеместным сорняком. Тем не менее в народе это растение издавна любят и ценят. Древние греки лечили млечным соком одуванчика различные болезни глаз. Одуванчику исстари приписывают различные целебные свойства. Когда-то его считали даже 'эликсиром жизни', придающим человеку силу и бодрость и снижающим усталость. В народном врачевании одуванчик лекарственный используют для лечения многих болезней. Хорошей славой пользуется это растение как средство послабляющее, отхаркивающее, кровоочищающее, стимулирующее пищеварение, улучшающее деятельность желудка, кишечника, печени, желчного пузыря. Одуванчик оказывает тонизирующее влияние на организм, улучшает состав крови. Соком одуванчика Авиценна лечил водянку, болезни печени, сводил бельма с глаз. Во Франции листья и корень одуванчика применяют для лечения печени и уменьшения холестерина в крови. В Болгарии свежие листья и сок из них используют для лечения атеросклероза и малокровия, С - авитаминоза, желтухи, геморроя, катаров желудка и кишечника. В Германии, кроме того, корень одуванчика считается хорошим средством при почечнокаменной болезни, других заболеваний почек и мочевого пузыря, ревматизме, подагре, при вялотекущих болезненных процессах в селезенке как общеукрепляющее и тонизирующее после тяжелых инфекционных заболеваний. В России он использовался при тех же заболеваниях и, кроме того, считался неплохим средством от бессонницы. Не отказывается от одуванчика и научная медицина. Менее известны в России пищевые и пряновкусовые свойства одуванчика.
Между тем, он давно культивируется в Западной Европе, особенно во Франции и Испании, как салатное и овощное растение. В зеленых листьях одуванчика содержится 55-60 мг/г сырой массы витамина С, 7-8 мг/г витамина Е, 6-7 мг/г каротина. Листья одуванчика - богатый источник легкоусвояемых человеческим организмом солей фосфора, железа, кальция, алюминия, марганца, протеина и углеводов. В млечном соке растения обнаружены винная и мелиссовая кислоты, тараксацин, флавоксантин, маннит, воск, каучук, пальметин, ферменты... В корнях весной содержится 24-26%, а осенью 35-40% полисахарида инулина. На вкус зелень одуванчика несколько горьковата, поэтому его относят к группе растений, идущих главным образом на приготовление острых салатов. Салаты из одуванчика, по утверждению американской энциклопедии плодово-овощных культур, способны 'удовлетворить самый изысканный вкус'. Молодые листья ранней весной, когда еще прикрыты прошлогодними листьями и травой, отличаются более светлой окраской и очень нежны. В это время они менее горьки, мягковаты на вкус, больше пригодны для приготовления салатов. Чтобы уменьшить горечь, листья одуванчика, предварительно хорошо вымытые, кладут на полчаса в соленую воду. Затем подсушивают несколько минут на полотенце или салфетке, измельчают. И едят - в виде чистого одуванчикового салата или в смеси с другими овощами. Салат из одних листьев одуванчика, сдобренный майонезом, прованским или подсолнечным маслом, горчицей и солью, носит во Франции название 'писанли' и считается изысканным деликатесом. Для приготовления сложных салатов кроме листьев одуванчика берут вареный картофель, морковь, столовую свеклу, зеленый горошек, сметану, круто сваренные рубленые яйца, уксус или сухое вино по вкусу. Более старые листья одуванчика нередко используются как шпинат, их можно также мариновать в уксусе. Во Франции и на Кавказе маринуют после предварительной непродолжительной варки нераспустившиеся молодые цветочные бутоны, которые долго сохраняются и могут заготовляться впрок на зиму. Маринованные бутоны добавляют в винегреты, солянки, салаты, нередко используют как заменители каперсов. Сможет одуванчик обеспечить нас свежей витаминной зеленью и зимой. Для этого выкапывают осенью покрупнее корни, обрезают листья и высаживают в ящики или вазоны с влажной, легкой почвой, песком или торфом. Спустя месяц оставленные в теплом помещении корни одуванчика дают нежные сочные листья.
Анютины глазки. (из книги Н.Золотницкого "Цветы в легендах и преданиях",1913 г.) Откуда взялось русское название этого цветка — достоверно не известно. Правда, некоторые красивые сорта его действительно несколько походят как бы на глаз, но это большею частью уже крупные, усовершенствованные культурой сорта, тогда как интересующее нас растение — тот простой, скромный цветочек, который растет на пашнях, а иногда и около домов, на огородной земле в деревне. Немцы его называют мачехой (Stiefmuetterchen), объясняя это название следующим образом. Нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка — ее родных дочерей, а два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка — ее бедно одетых падчериц. Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, причем злой мачехе дал шпорец, а ее дочерям — ненавистные им усики. По мнению других, анютины глазки изображают лицо, что и действительно, если хотите, верно, сердитой мачехи. В самом деле, есть цветки, рожицы которых выглядят как-то зло, так что, пожалуй, можно принять их, согласно сказке, за лицо какой-то злой женщины. Третьи же, видя в них также лицо, не видят в его выражении ничего злого, а просто только любопытство и рассказывают, что оно принадлежит одной женщине, которая, будто, была превращена в этот цветок за то, что из любопытства заглядывала туда, куда ей было запрещено.
Как бы в подтверждение этого рассказывается еще такая легенда об их появлении на земле. Однажды, говорит легенда, Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, куда не мог проникнуть ни один глаз человеческий, и купалась долгое время. Но вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее... Тогда, прийдя в неописуемый гнев, она взывает к Зевсу и умоляет наказать дерзновенных. Зевс внемлет ее мольбе и хочет покарать их смертью, но потом смягчается и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление. Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда. Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал разнообразия ради спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным, он принял вид пастушка и взял с собою прелестную белую овечку, которую вел на веревочке. Дойдя до Аргивских полей, он увидел массу стремившегося в храм Юноны народа и машинально последовал за ним. Тут как раз совершала жертвоприношение знаменитая в Греции красавица Ио, дочь царя Иноха. Обвороженный ее необычайной красотой Юпитер забыл о своем божественном происхождении и, положив к ее ногам приведенную им с собой прелестную белую овечку, открылся ей в любви своей. Гордая, неприступная, отказавшая домогательствам всех земных царей Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Влюбленные видались обыкновенно только в ночной тиши и под строжайшим секретом, но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, принужден был превратить ее в чудную белоснежную корову. Но это укрывшее от гнева и злобы Юноны превращение Ио сделалось для нее величайшим несчастьем. Узнав о таком ужасном превращении, она начала горько рыдать, и жалобные вопли ее раздавались, как коровий рев. Она хотела поднять руки к небу, чтобы упросить бессмертных возвратить ей прежний образ, но превратившиеся в ноги руки не слушались ее. Печально бродила она среди своих сестер, и никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее по временам как прекрасное животное и давал ей сочных листьев, которые срывал с ближайшего куста, но напрасно лизала она ему с благодарностью руки, напрасно проливала слезы — он также не узнавал ее. Тогда ей пришла на ум счастливая мысль: она задумала о своем несчастье написать. И вот однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Эти странные движения обратили на себя его внимание, он начал всматриваться в написанное на песке и, к ужасу своему, узнал несчастную участь своей дорогой красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей. «О, я несчастный! — воскликнул он, цепляясь за ее шею и обнимая ее морду. — Вот в каком ужасном виде я нахожу тебя, дорогое, бесценное дитя мое, тебя, которую я так долго и тщетно везде искал. Ища тебя напрасно всюду, я тяжело страдал, но найдя, — в десять раз больше. Бедное, бедное дитятко, ты даже не можешь промолвить мне хоть одно слово в утешение, вместо слов у тебя вырываются из наболевшей души только дикие звуки! Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот тогда-то, чтобы хотя несколько смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила как приятный, лакомый для нее корм наш цветок, который вследствие этого и получил у греков название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость.
У римлян об анютиных глазках мы никаких сведений не встречаем, но в средние века они начинают играть роль в христианском мире и получают название цветка св. Троицы. По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах — идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока — Бога Отца. Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: «memento mori (помни о смерти). Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов. С другой стороны, они служили влюбленным символом верности, и было в обычае дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка. Таким же значением пользуется он и в наше время в Польше, где его зовут «братки и дают на память лишь в знак очень большого расположения. Как говорят, такой цветок молодая девушка дает там на память только своему жениху. Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь. Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем придти встать перед ним как раз в то время, как он проснется.
Современные же французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: «Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься — будет и мой суженый. С XVI столетия анютины глазки получают всеобщее название pensée — мысль, дума, но откуда оно взялось и по какому поводу было дано — неизвестно. Известно только, что впервые оно появилось в Брабанте. Есть предположение, что оно персидского происхождения, так как будто нигде на свете этот цветок не пользовался такой любовью, как в Персии, где для него существует даже гораздо более ласкательных имен, чем для обожаемой там всеми розы. Немецкий же ботаник Штерне предполагает, что оно происходит оттого, что семенная коробочка того цветка походит несколько на череп — место помещения мозга и мысли. Цветы эти посылаются в Англии влюбленными в Валентинов день (14-го февраля), когда все чувства, скрываемые целый год, получают право вылиться на бумаге, и рассылаются по адресу тех лиц, которым предназначаются. В этот день, как говорят, пишется здесь более писем с объяснениями в любви, чем на всем земном шаре. Теперь, прикрываясь анонимом как маской, даже девушки решаются открыть свое сердце, свои помышления тому, кого любили до сих пор только втайне, а молодые люди ждут этого дня, чтобы предложить руку и сердце своим избранницам. Иногда посылается просто засушенный цветок с именем. Этого уже достаточно — все понятно. Вот почему кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pensée, его называют в Англии еще «Hearts ease — «сердечным успокоением, «сердечной радостью, так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.
Французское название этого цветка дало также повод Людовику XV при возведении в дворянское достоинство столь прославленного в его время экономиста и врача Кене поместить ему в герб три pensée с надписью: «глубокому мыслителю. Однако все, что мы до сих пор говорили, касается не тех бархатистых чудных Анютиных глазок, которые мы встречаем в наших садах, а скромных желтеньких и лиловых диких их предков. Первая попытка сделать их садовыми цветами относится ко времени знаменитого сотоварища Меланхтона — Камерария, жившего в начале XVI столетия. В это время стал разводить их из семян в своих садах принц Вильгельм Гессен-Кассельский. Он первый дал полное описание этого цветка. В XVII же веке стал заниматься им Вандергрен, садовник принца Оранского, и вывел пять сортов. Но первым существенным своим усовершенствованием цветок этот обязан леди Мери Бенет, дочери графа Танкервилля, в Вальтоне, в Англии, которая, сделав его своим любимцем, засадила им весь сад и всю террасу своего замка. Вследствие этого ее садовник Рихард, желая доставить ей удовольствие, начал собирать семена наиболее крупных и красивых экземпляров и высевать их, а насекомые, перелетая с одного цветка на другой и опыляя их, способствовали образованию новых разновидностей. Таким образом получились вскоре те чудные сорта, которые обратили на себя всеобщее внимание и сделали анютины глазки одним из самых любимых цветов. Это было в 1819 году, а в 30-е годы XIX столетия, то есть лет через пятнадцать, стали обыкновенные анютины глазки скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), а частью с алтайской и получили таким образом массу (Дарвин в 1830 году насчитывал их уже более 400) разновидностей, среди них уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов. За последнее время особенно красивые цветы были выведены в Англии: совершенно черные, носящие название Фауста, светло-голубые — Маргариты и винно-красные — Мефистофеля. Теперь все внимание садоводов обращено на получение махровых и сильно-пахучих цветов, так как единственно, чего не достает этому прелестному цветку — это запаха. В Америке же, в городе Портлэнде штата Орегон, садоводы стараются увеличить размер цветка и выводят уже, как говорят, цветы в 4—5 дюймов в диаметре. Но этот размер садоводам кажется еще недостаточным: они хотят придать им величину подсолнуха. Такому исполинскому росту, по-видимому, способствует во многом и климат, и самая почва Орегона, где вообще эти цветы растут так успешно, как нигде. Почти все крупные цветы — красного колера, тогда как желтые и белые никогда не достигают большой величины.
На предполагавшейся некоторое время тому назад выставке садоводства в Портлэнде местные садоводы думали на одной клумбе выставить 25.000 таких исполинских глазков: удалось ли им это — не знаю. В заключение расскажем один забавный случай, происшедший в 1815 году в небольшом провинциальном городке Франции, поводом к которому послужил наш скромный цветочек. Священник этого городка, и в то же время школьный учитель, вздумал однажды задать ученикам своим сочинение на тему «Viola tricolor (трехцветная фиалка), так зовут на научном языке анютины глазки, и в пояснение прибавил в виде эпиграфа строку из латинского стихотворения средневекового французского поэта: «Flosque lovis varius foliis tricoloris et ipse par violae («Разновидность цветка Юпитера с трехцветными лепестками и сам равный фиалке). Узнав об этом, мало смысливший по латыни и желавший подслужиться новому правительству (это было как раз при воцарении Людовика XVIII) городской голова этого города заподозрил в этих словах государственную измену и немедленно потребовал к себе учителя. Испуганный, недоумевающий, бедный педагог поспешил к нему явиться и, к изумлению своему, услышал следующее странное истолкование своего эпиграфа. По мнению городского головы, слова «Flos lovis (цветок Юпитера) обозначали не что иное, как цветок изгнанного в то время Наполеона I; слова «foliis tricoloris (трехцветными лепестками) обозначали трехцветную республиканскую кокарду, а слова «ipse par violae — игру слов, обозначающую «le père la Violette (отец фиалки) — название, которое, как мы видели, давали Наполеону I его приверженцы. Допрос производился очень строго, длился долго, и учителю стоило немало труда, чтобы оправдаться... В качестве чая сушеные анютины глазки с успехом употребляются в Германии против некоторых сыпных болезней детей. Это объясняется тем, что они содержат в себе значительную дозу (около 1,5 % )салициловой кислоты, прекрасно очищающей кровь.
Легенда Светланы Снеговой. Среди бескрайней равнины, мимо полей и лугов, поросших буйной травой, где, кажется, не ступала нога человека, мимо редких перелесков, тихо и неторопливо несет свои воды речка Велюйка. На левом берегу ее раскинулась деревушка с незатейливым названием Раздольное. Да нет в ней раздолья. Пятьдесят домиков стоят рядком и в тихие ночи ведут между собой беседы. Долгую жизнь они прожили, многое видели, многое могли бы рассказать и нам, людям. Крепка память у крестьянских домов. Помнят и шумные дни праздников, когда веселился народ, нарушая тишину просторов песней, смехом и лихой трелью гармони. Помнят и трудные дни, когда оглушали окрестности плач и людское горе немой волной окружало всю деревню. Помнят всех жителей деревни: и тех, кто ушел недавно, и тех, кто жил давно. Люди уже забыли, а дома всегда помнят своих хозяев. Этим и живут. Памятью. Помнят они и пригожую девушку Анюту, что жила со своей матерью на краю деревни. Рукодельница да умелица, за что бы ни взялась, все у нее выходило - получалось: и дома порядок, и скотина ухоженная, и на огороде ни сорнячка. Отец помер давно. Мать болезнями мучилась то ли от горя вдовьего, то ли от жизни нелегкой. Все Анюте приходилось в руках своих держать. Но не унывала Анюта, весело по жизни шла, хоть и бедствовали часто. Да разве для жизни молодой помеха это. А как запоет Анюта, так даже соловьи в лесу замолкают, чтобы ее звонкую песенку послушать. Красавица была, ладная, с русой косой до пояса и ясными голубыми глазами, широко раскрытыми в мир. Много парней заглядывалось на Анюту, многие сватались, но со всеми была она одинаково приветлива, никого не выделяла. Мать называла ее гордячкой, да и бабы в деревне пересуды вели, что, дескать, принца ждет заморского. Не ждала она принца. Просто не тронула птица любви ее сердечко. Свободное оно было. Оттого и веселое. Но не долго так продолжалось. Как-то поутру, в ту пору, когда весна с летом сходится, заехали в деревеньку странствующие коробейники. Мужик да хлопец молодой. Товару навезли невиданного, разложили на главной улице. Сбежалась вся деревня смотреть. И девки молодые, и бабы замужние, и старухи древние. Мужики тоже пришли. Руками не трогают, а только в бороды посмеиваются, глядя как бабы товар перебирают да дивятся. Да и было чему подивиться: и платки расписные, и ткани цветастые, и гребешки перламутровые, и румяна для девиц. Не часто богатство такое в деревеньке появлялось. В стороне от дорог торговых лежала деревня. Обходили стороной ее купцы странствующие.
Анюта тоже пришла полюбоваться, прицениться. Но как увидела коробейника молодого, так и упало у нее сердечко. Не даром в народе говорят: хватает одного взгляда, чтобы узнать своего суженого. Потом много в деревне говорили да обсуждали, никак понять не могли, что Анюта в нем нашла. Не высок и не статен, и лицом не писаный красавец. Другая и не глянет на такого. Лучшие к ней сватались, попригожее. Ан нет, упал взгляд этого заезжего молодца в сердце Анютино. Засветились голубизной глаза ее ясные. На товар уже и не смотрит, а из-за подружек боязливо на торговца поглядывает. И он Анюту заприметил, подошел к ней: - Что же ты, ясноглазая, к товару моему не подходишь, не выбираешь, не примеряешь? Аль не нравится? - Как же не нравится? Нравится, дивное все, в наших краях не виданное. - Так выбирай, девица, что глянется. Я и плату не востребую. За один поцелуй, что не захочешь, отдам. Покраснела Анюта, глазки опустила: - Да что вы ведете речи неприличные. Как же я вам поцелуй подарю, если и не знакомы мы вовсе. - Не беда это, - парень усмехается. - За этим дело не станет. Алексей меня зовут, а по батюшке - Иванович. А тебя как величать? - Анютой кличут. - Анюта, Аннушка... Имя-то красивое. За имя твое звонкое да за глазки ясные подарю я тебе платочек расписной да гребешок. Может, вспомнишь меня когда. Еще пуще покраснела Анюта, но подарочек взяла. Поблагодарила, как полагается. Унесла домой и в сундучок свой запрятала. О чем девица думала никто не ведает. Но мать примечать стала, что часто Анюта тайком от нее любуется товарами даренными. Достанет, вздохнет и обратно спрячет. Не носит подарки, бережет. Много ли времени прошло, мало ли. Весна отгуляла, лето красное силу набрало, заколосилось спелым хлебом и цветами душистыми. Анюта уже и забывать стала коробейника молодого. Других хлопот хватает. День короток для работы деревенской. Всю работу не переделать. С одним справишься, другое набегает. До мечтаний ли тут пустых, девичьих. Но вот как-то под вечер (уже откушали, мать посуду со стола прибирала) раздался стук в дверь. Анюта открыла дверь, а там Алексей. Ахнула девушка, руками всплеснула, и слова вымолвить не может. Только ресницами длиннющими от удивления хлопает. - Здравствуй, моя Аннушка! Сами ноги к тебе принесли. Не мог я тебя позабыть. Запала ты мне в душу, перевернула в ней все. Нет мне без тебя жизни. Молчит Аннушка, только чувствует, как сердечко громко стучит и радуется: «Вернулся! Вернулся, ненаглядный!