Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович - разговоры

  Флора и фауна Легенды,мифы и сказания о цветах
С глубокой древности цветы являются неизменным спутником нашей жизни. Но не только красота и аромат заставляли людей поклоняться им, цветы обладают ещё и волшебным даром выражать многообразие человеческих чувств и взаимоотношений. Символика цветов и её язык многообразен и порой противоречив. Различные религии по-своему толковали символику цветов, привязывая их к своим богам, мифам и легендам. Становясь священными, цветы приобретали новые, нехарактерные для них свойства, утрачивая истинные.По мере того, как человеческая цивилизация всё больше отрывалась от природы, люди переставали помнить её тайнопись, лишали её самостоятельности. Исторические события постоянно вносили перемены в символику растений.Я думаю,многим будет интересно познакомиться с преданиями и легендами,существующими о цветах.

Ответов - 81, стр: 1 2 3 4 5 6

Гвоздика. Ярко-пунцовый цвет гвоздики имеет в себе как будто что - то зловещее, напоминающее кровь. И на самом деле, во многих случаях история этого цветка, как оказывается, связана с целым рядом кровавых исторических событий, начиная с самого греческого мифа, повествующего о его происхождении. Рассказывают, что однажды богиня Диана, возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь, и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не повинен, и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости, не хочет ничего слышать, набрасывается на него и вырывает у него глаза. Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие разрисовкой ей (есть гвоздики, у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) совершенное злодеяние, а своим цветом - невинно пролитую кровь. Таково вступление гвоздики в историю человечества. Дальнейшая ее история во многом соответствует началу. Но особенно выдающуюся роль она играет в некоторых кровавых событиях Франции. Первое ее появление здесь относится еще к временам Людовика IX Святого, когда этот благочестивый король предпринял в 1270 году последний крестовый поход и осадил город Тунис. В то время, как известно, среди крестоносцев вдруг разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Тогда Людовик Святой, твердо убежденный, что в природе против всякого яда существует и противоядие, и обладавший, как говорят, некоторым знанием целебных трав, решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, можно найти и излечивающее ее растение. И вот он остановил свое внимание на одном прелестном, росшем на сухой, почти бесплодной почве цветке. Его красивая окраска, его сильно напоминавший собою пряную индийскую гвоздику запах заставляют его предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велит нарвать как можно больше этих цветков, делает из них отвар и начинает поить им заболевающих. И - о, удивление! - настой оказывается во многих случаях целительным, и чума начинает, как будто, немного ослабевать. К прискорбию, однако, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX вскоре становится ее жертвой. Проходит несколько столетий, и гвоздика снова появляется в истории Франции. Наполеон I, учреждая 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, избрал цвет гвоздики цветом ленты этого высшего французского знака отличия и тем самым увековечил, с одной стороны, роль ее в истории Франции, а с другой - ту любовь, которую питал к ней .
В Англии она появляется лишь в XVI столетии и с первого же своего появления завоевывает симпатии царствовавшей в это время королевы Елизаветы и всей английской аристократии. Ее разводят и в садах, и в теплицах. Королева Елизавета не расстается с ней и появляется с ней всюду - как запросто, так и в торжественных собраниях. Ее примеру, конечно, следует и весь ее двор. За цветы платят громадные, особенно для этого времени, цены - по гинее (10 рублей) за цветок, а большой венок из гвоздик герцогини Девонширской, вздумавшей украсить себе голову этими цветами в день одного придворного праздника, обходится ей ни более ни менее как в 1000 рублей. Гвоздика сделалась здесь символом благоустроенного домашнего очага, родительской любви и родительских забот; и молодой рабочий, занимающийся тяжелым трудом на чужбине, встречая здесь цветок этот, всегда соединяет с ним воспоминание об отеческом доме. В день его благословенья мать подносит ему букет из гвоздик - как единственное сокровище и украшение, которое она может ему дать; он в свою очередь сажает куст гвоздики на ее бедную могилу - как последнее выражение его глубокой сыновней любви. Букет же из гвоздик служит и первым подарком, первым выражением любви молодого рабочего своей невесте. Не меньшую любовь к гвоздике питали одно время и немецкие рабочие в Тюрингене, у которых страсть к этому цветку доходила до того, что за новый красивый сорт они нередко отдавали половину своего заработка, отдавали свою последнюю козу- часто главную кормилицу всей семьи. Переходя к Италии, мы видим, что и здесь гвоздика так пришлась по вкусу. И здесь цветок этот слыл всегда, да и теперь слывет за талисман любви. И нередко, проходя мимо поставленного на перекрестке дорог изображения Мадонны, можно видеть деревенскую красавицу, молящуюся с цветами гвоздик в руке. Она молится о счастливом пути и благополучном возвращении своего возлюбленного, которому предстоит переправляться через столь опасные, вследствие массы встречающихся в них бандитов, горы, и просит у Мадонны благословить цветы, которые должны служить ему талисманом против всякого рода бед. Как только все будет готово к отъезду, она пришпилит ему эти цветы на грудь и будет покойна: они защитят его от всякой напасти...
В Болонье гвоздика считается почему-то цветком апостола св. Петра и 29 июня, в день его памяти, ее цветами украшаются все церкви и весь город. В этот день вы не встретите здесь ни одной молодой женщины, ни одного молодого человека, у которых бы не было этого цветка в руках, на груди, в волосах или в петлице. В этот день его носят в петлице даже старики и солдаты. В Испании гвоздика играет не меньшую роль в жизни молодых людей, чем в Италии, особенно же в Валенсии, где ее даже искусственно заставляют цвести почти круглый год. Гвоздики эти, хотя и все красные, имеют, однако, несколько разных оттенков, которые служат для влюбленных испанцев способом переговоров и назначения времени свидания. Выходя из церкви, прелестная донья, как бы невзначай, откидывает край своей мантильи и показывает следящему зорко своему аморозо пришпиленную на груди гвоздику, по оттенку которой он узнает час, когда ему можно будет свидеться с ней. Сопутствующая ей дуэнья делает обыкновенно вид, что ничего не замечает - и она была молода, и она в свое время переговаривалась посредством гвоздики... По преданию графиня Маргарита дала гвоздику на счастье своему жениху рыцарю Орландо, отправившемуся в Святую Землю для освобождения Гроба Господня от сарацин. Орландо пал в битве, и один из рыцарей передал Маргарите найденный на нем локон ее белокурых волос и иссохший цветок гвоздики, превратившийся от крови Орландо из белого в красный. В цветке уже образовались семена, и Маргарита посеяла их в память о своем женихе.
Подсолнух. Греческий миф повествует о том, как Клития, дочь царя Вавилона, была покинута в любви богом-солнцем Аполлоном, поскольку он обратил свое внимание на ее сестру Левкотою. Ревность Клитии стала причиной смерти ее сестры. Сама она, отвергнутая богом, медленно умирала и превратилась в цветок, который всегда поворачивает свой лик к солнцу. Ноготки, которые также обладают этой способностью, тоже были цветами греческого мифа. Обычный подсолнух — Helianthus annuus — присутствует на "Автопортрете с подсолнухом" Ван Дейка как символ непоколебимой преданности художника своему патрону — королю Карлу 1. Солнцепоклонничество — символизм, который использовал Антоний Ван Дейк (1599—1641), когда написал себя с подсолнухом, чтобы добиться расположения английского короля Карла 1, которого называли «солнцем. Подсолнух — растение, перенесенное в Европу из Северной Америки, иногда путают с гелиотропом, ставшим основой греческого мифа о цветке, влюбленном в солнце. В китайской символике означает долгожительство и имеет магическую силу. Подсолнух- символ благодарности. Именно солнцу он обязан своей красотой, поэтому, выражая свою благодарность, он всегда раскрывается при его появлении, непрерывно поворачиваясь в направлении солнечных лучей.
Нарцисс. Нарцисс - любимец Магомета, эмблема "Влюбленных в себя". Сам Магомет сказал про него: "У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб - пища для тела, а нарцисс - пища для души". А персидский царь Кир прозвал его "созданием красоты - бессмертною усладой". Причиной такого всеобщего им восхищения являются отчасти сама красота и изящность цветка, а главное, сложившийся про него еще в глубокой древности миф, сделавший его имя нарицательным; назвать кого - либо "нарциссом", как известно, все равно, что сказать: этот человек влюблен сам в себя. О происхождении этого мифа древние греки рассказывали следующее: "У матери всех богов, царицы неба Юноны, была любимая наперсница, горная нимфа по имени Эхо. Ей богиня доверяла все свои сердечные тайны, с нею делилась всеми своими впечатлениями, словом, это был ее ближайший и вернейший друг. Но Эхо оказалась фальшивой и вероломной. Она находилась в тайных сношениях с мужем Юноны - Юпитером и старалась всячески укрывать все его проделки. Когда Юпитер отправлялся к товаркам Эхо, горным нимфам, она умела так занять забавными рассказами ревнивую Юнону, что часы пробегали незаметно... Но однажды Юнона заметила, наконец, ее хитрость и пришла в такой гнев, что тотчас же лишила ее языка. "С глаз долой, мерзкая обманщица! - крикнула ей разгневанная мать богов. - Пусть отныне отнимется у тебя язык, которым ты сумела так меня очаровать! Я окажу тебе только одну милость: ты сохранишь способность повторять последний слог слова кричащих тебе о чем - нибудь людей". И вот с этих пор опечаленная нимфа Эхо удалилась в лес, где живет и теперь и повторяет последний слог слова или последнее слово речи, с которой мы к ней обращаемся. Но, живя уединенно в лесу, окруженная скалами, Эхо с трудом переносила одиночество и старалась всячески найти себе кого - нибудь, кто бы ее полюбил. Однажды лесом проходил цветущий юноша, сын речного бога Кефисса, красавец Нарцисс, которому было предсказано, что он достигнет глубокой старости только в том случае, если никогда не познакомится с собой, никогда не увидит своего лица, что в те времена было нетрудно: никаких зеркал еще не существовало, и видеть себя можно было разве только в спокойной воде. Увидав Нарцисса, Эхо безумно в него влюбилась и старалась всячески его увлечь. Но Нарцисс не поддавался и оставался совершенно холоден к ее ласкам. Тогда Эхо в отчаянии обратилась с мольбой к богам и просила сжалиться над нею и наказать Нарцисса за такую бесчувственность. И растроганные боги услышали ее моление и наказали его. Почувствовав однажды сильную жажду, он остановился на краю чистого и спокойного, как зеркало, источника и, нагнувшись, хотел было напиться; но тут в первый раз в жизни увидел свое прелестное изображение и так был пленен его красотой, что влюбился в себя и, будучи не в состоянии ни на минуту оторвать от него более глаз, зачах от любви, зачах и поблек, как цветок. Однако милосердные боги не дали ему совсем погибнуть, а превратили его в прелестный цветок, который замечательно красив, чудно благоухает и венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде..."
В древности желтыми нарциссами приветствовали триумфаторов, возвращающихся на Родину с победой. Из других древних народов интересовались и до сих пор интересуются им китайцы, у которых этот цветок играет важную роль в новогодних церемониях. Особенно много его разводят в Кантоне, где держат в стеклянных чашках с водой и песком или с небольшими камешками. Помещенная в такие скромные условия, луковица нарцисса дает прекрасные пахучие цветы и цветет долгое время. На Новый же год цветок этот считается обязательным иметь в каждом доме. Им украшаются алтари богов, его носят во всех торжественных в этот день процессиях. В Германии, в Марке, душистый (белый) нарцисс называют "белой женщиной" и говорят, что он в виде вампира сосет кровь людей. За тонкую же, окружающую цветок красную полоску его зовут "голова долой!" В гораздо более розовом свете смотрят на него в Восточной Пруссии, где он считается символом весны и счастливого брака. Девушка, выйдя замуж, увозит нарцисс из родительского дома в свой новый дом и тщательно ухаживает за ним и холит его, чтобы он как можно лучше рос и развивался, так как, по поверью, от его красоты зависит и все счастье брака. Название цветка произошло от греческого слова наркао - одурманивающий. Утонченный бело-желтый нарцисс имеет резкий, действительно одурманивающий запах. Растет он преимущественно вблизи водоемов. Если пересадить нарцисс в сухую почву, он перестанет цвести. Не удивительно - ведь без воды он не может любоваться своим отражением.
Крокус. История названия и происхождения крокуса (шафрана): происходит от греческого слова 'kroke' - нить. Шафран - от арабского 'sepheran' - желтый. Это растение начали выращивать на Востоке задолго до нашей эры. На фресках Кносского дворца, построенного на острове Крит четыре тысячелетия назад, изображены юноши, собирающие в вазы эти цветы. Существует греческий миф, описывающий появление цветов шафрана: "Был у бога Меркурия друг по имени Крокус. Однажды, метая диск, Меркурий случайно попал диском в Крокуса и убил его. Из земли обагренной кровью, вырос цветок шафрана". Он до сих пор распространен в Сирии, Палестине, Персии. Знали его и в Древнем Египте, где он использовался не только как пряность, но и для бальзамирования трупов. Упоминание о нем находят в сочинениях Соломона, Гомера и Гиппократа. Уже задолго до нашей эры из цветков крокуса делали лекарства и изысканные приправы. Но больше всего его ценили как естественный краситель. В Китае существовал закон, запрещающий пользоваться этой краской всем, кроме императора. Греческая богиня зари, прекрасная Эос, облачалась в золотисто-желтые одежды, окрашенные шафраном. Кулинары до сих пор используют приправу, сделанную из высушенных рылец некоторых видов крокусов, которая так и называется: "шафран". Она широко продается на южных базарах, ее добавляют в мясные блюда, пловы для придания особого вкуса, цвета и аромата. Во времена крестовых походов (1096-1270) крокус был завезен в Европу, где его начали выращивать в странах Западного Средиземноморья. На протяжении многих веков крокус посевной, то есть шафран, оставался единственным представителем рода, имевшим в глазах человечества хозяйственную, но отнюдь не декоративную ценность. Наконец в XVI в. в ботанических садах Европы появились первые декоративные крокусы: узколистный, желтый и весенний. Троица первых декоративных видов дала начало великому множеству сортов, среди которых лидирующее положение занимают группы голландских гибридов и Хризантус. Голландские гибриды - верх совершенства, достигнутый в погоне за коммерческим успехом. Их становление продолжалось в течение нескольких веков. Так, Йеллоу Маммос - один из старейших сортов, известный с XVII в., но все же большинство современных сортов, поступающих в продажу, ведут отсчет от начала XX в. Родина шафрана предположительно Кашмир (Индия). По буддийскому преданию, шафран в Кашмир принес с небес, с горы Благовонной архат Нимагун и посеял в этой стране. Шафран одно из драгоценнейших веществ тибетской медицины. Он является обязательным компонентом дорогих тибетских курительных палочек. Он входит в состав "Агар - 31", который является каноном для тибетских производителей благовоний.
Примула. Примула (Primula veris) называется также первоцветом, так как появляется весной в числе первых цветов. В Германии эти цветы называют ключиками (Schlusselblume) за сходство со связкой старинных церковных ключей. В средние века сложилось предание о происхождении этих цветов. Однажды Апостолу Петру, стоявшему на страже у входа в Царствие Небесное, сообщили, что кто-то пытается без разрешения проникнуть в рай. Апостол в испуге выронил связку золотых ключей, которая упала на землю, глубоко врезалась в нее, и оттуда вырос желтый, похожий на ключи Апостола цветок. Хотя ангел, посланный св.Петром за ключами, забрал их, но на земле остались отпечатки, из которых вырастают цветы, которые отпирают нам дверь к теплой погоде и лету... Примуле приписывается магическое свойство открывать скрытые клады. По поверью, на полях появляется одетая в белое женщина с золотым ключом, и все сорванные в ее присутствии примулы получают свойство открывать спрятанные сокровища. При этом она говорит, что человек может взять любые богатства, но пусть при этом не забудет "самого лучшего" - имеется ввиду сам цветок, чтобы воспользоваться им в следующий раз. Есть еще одна легенда о происхождении примулы. На одном из прекрасных лугов жила белокурая принцесса-эльф, которая влюбилась в красивого юношу, а он ее не замечал. В отчаянии принцесса попросила волшебницу, чтобы молодой человек ответил ей взаимностью. И волшебница превратила принцессу в примулу - цветок, который первым распускается ранней весной, и пройти мимо него совершенно невозможно. С той поры деревенская молодежь ходит любоваться на эти цветы, едва сойдет снег.
Гладиолус. В переводе с латинского "гладиолус" - "меч", и потому у римлян он считался цветком гладиаторов. Одна из легенд рассказывает о том, как появился цветок на земле. Шла война между римлянами и фракийцами. Победа досталась римлянам. Жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов. Тоска по родине связала двух юношей-пленников Сента и Тереса крепкой дружбой. Желая развлечь публику, жестокий полководец заставил двух друзей сражаться друг против друга, обещая победителю награду - возвращение на родину, то есть то, ради чего они готовы были отдать жизнь. На ратное зрелище сошлись любопытные. Затрубили трубы, призывая отважных к битве, но Сент и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростертыми объятиями. Их предали смерти. Но как только тела коснулись земли, из рукоятей их мечей расцвели высокие прекрасные цветы. В честь благородных гладиаторов их назвали гладиолусами. И до сих пор они являются символом верности, благородства, памяти. Гладиолусы - одни из самых любимых осенних цветов. Высокое стройное растение с красивыми, как у лилий, цветами, собранными в два ряда в заостренный, прямой колос. Листья, длинные, узкие, торчат как острые шпаги. Это растение поэтому часто называют шпажником, а алые соцветия некоторых сортов подобны капелькам застывшей крови.
Лилия. Белые лилии многие народы с незапамятных времен связывали с непорочностью, невинностью и чистотой. А древние египтяне считали, что эти цветы выражают кратковременность жизни, свободу и надежду. В Луврском музее в Париже хранится мумия молодой египтянки с белой лилией на груди. Из этого же цветка египтяне готовили знаменитое в древности благовонное масло, о котором говорит Гиппократ в своем трактате "О природе женщины". Лилия получила свое название от древнегалльского слова "ли-ли", что в буквальном смысле означает "белый-белый". Древние греки приписывали лилиям божественное происхождение. Согласно преданию, белые лилии возникли из капель молока Геры - супруги владыки богов Зевса. Фиванская царица Алкмена тайно родила от Зевса мальчика Геракла, но, боясь наказания жены Зевса, Геры, спрятала новорожденного в кустах. Однако Гера случайно обнаружила малыша и решила покормить его грудью. Но маленький Геракл почувствовал в Гере врага и грубо оттолкнул богиню. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался Млечный Путь, а те несколько капель, что упали на землю, проросли и превратились в лилии. С распространением христианства белая лилия продолжала олицетворять собой чистоту и стала "цветком девы Марии". По преданию, архангел Гавриил явился к святой деве Марии с белой лилией в руке (правда, по другой версии, он пришел с оливковой ветвью). По христианской легенде, белая лилия выросла из слез Евы, изгнанной из рая. По еврейским сказаниям, цветок этот рос в раю во время искушения Евы дьяволом и мог оскверниться им, но ничья грязная рука не осмелилась коснуться его. Поэтому евреи украшали им священные алтари, капители колонн храма Соломона. Возможно, по этой причине по указанию Моисея лилии украшали семисвечник.
Оранжево-красные лилии, также известные со времен античности, символизировали кровь Христа. О красной лилии рассказывают, что она поменяла цвет в ночь перед крестным страданием Христа. Когда Спаситель проходил по Гефсиманскому саду, то в знак сострадания и печали перед Ним склонили головы все цветы, кроме лилии, которая хотела, чтобы Он насладился ее красотой. Но когда страдальческий взор упал на нее, то румянец стыда за свою гордость в сравнении с Его смирением разлился по ее лепесткам и остался навсегда. В средневековой Германии о лилии ходило немало легенд как о цветке загробной жизни и искупления грехов. По преданиям других народов, лилия появляется на могилах невинно осужденных людей. Немцы верили, что каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею родится и с нею умирает. Днем эльфы спят глубоко внутри цветка. А поздно вечером один из эльфов начинает раскачивать стебелек с цветком. Раскачиваясь, цветок звенит. Все эльфы просыпаются и отправляются в венчики лилий для молитвы. Помолившись, они спешат назад в свои цветочные люлечки и вскоре засыпают в них беспечным сном, свернувшись калачиком. Когда наступило мрачное средневековье с его зловещей "святой" инквизицией, та же самая лилия стала вдруг цветком позора. Лилию католическая церковь начинает использовать в ритуале сожжения "грешниц" на Кострах. Красивейший цветок был превращен в символ мракобесия, надругательства над людьми. Знаком лилии клеймили преступников. Именно с тех пор лилию в Европе не принято дарить в честь какого-либо светлого события, в том числе и на свадьбах (на Востоке же лилия до сих пор "светлый" цветок, и, наоборот, у них не принято дарить ее на похоронах). На Руси белая лилия считалась символом непорочности и чистоты, потому их часто дарили невестам. Чтилась лилия на Руси и как символ мира. Особую роль лилия сыграла в истории Франции. Основатель Франкского государства король Хлодвиг I в V веке одержал победу над германцами на берегах реки Ли, где росли лилии. Победители возвращались с поля битвы, украшенные лилиями, и с тех пор на знаменах и на гербе Франции красуются три лилии, олицетворяя три добродетели - сострадание, правосудие и милосердие. Более 300 лет назад были отчеканены монеты - "золотые и серебряные лилии". Изображение этого цветка встречается и на королевской печати, оно служит украшением стен и мебели во дворцах. В католических землях существует предание, что Архангел Гавриил в день Благовещения явился к Пресвятой Деве с лилией. С лилией, как символом чистоты и непорочности, изображаются у католиков св.Иосиф, св.Иоанн, св.Франциск.
Георгины. В народе живет легенда, согласно которой этот красивый цветок обязан своим именем молодому садовнику Георгию. В далекие времена георгин был царским цветком и мог расти только в дворцовом саду. И остался бы царским пленником, если бы не садовник Георгий… Несмотря на суровый запрет, садовник подарил этот цветок своей невесте, а затем посадил такой же цветок возле ее дома. Узнав об этом, царь приказал бросить садовника в тюрьму, где он и погиб. Но царский цветок уже вырвался на волю и стал любимым в народе. В честь молодого садовника Георгия, отдавшего жизнь за его свободу, цветок был назван георгином. Сейчас они известны почти во всех странах мира. Наибольшим спросом пользуютя чисто-белые, затем пестроокрашенные, яркие красные и фиолетовые. Еще одна легенда гласит, что георгины названы так в честь русского мореплавателя Георгия, который подарил неизвестный цветок заморскому королю. Как правило, георгины преподносятся в знак уважения и дружбы, а также в особо торжественных случаях.
Фиалка. Чудный, ни с чем не сравнимый по своей нежности запах фиалки и приятное сочетание изящной лиловой окраски цветка с сочной яркой зеленью листьев уже с незапамятных времен сделали маленькую фиалку любимицей человека. Она возникла, по словам одной восточной легенды, из слез благодарности Адама, когда, в бытность его на острове Цейлон, архангел Гавриил принес ему радостную весть о прощении ему Господом его грехов. Грациозную пармскую фиалку испокон веков выращивают для букетов. Кельты, почитая нежные лиловые фиалки символом невинности, скромности и девственности, осыпали ими ложе новобрачных. У древних греков фиалка была знаком печали и смерти, но, тем не менее, по традиции фиалковые венки надевали на головы детям в день четырехлетия, ознаменовывая таким образом их прощание с ранним детством. Прекрасная дочь Атласа попросила Зевса защитить ее от преследований Аполлона и была превращена в чудную фиалку. Прозерпина сорвала цветок, но внезапно появившийся Плутон похитил ее, и она выронила нарванные цветы на землю...Это ещё одна легенда о возникновении фиалки. У христиан фиалка символизирует смирение. Она мало заметна среди других цветов, как-будто прижимается к земле и все же тянется к свету. Так и человек: жизнь его должна проходить незаметно, а сердцем он должен стремиться к Богу. Аромат фиалки способствует расслаблению, успокаивает нервную систему, обладает антистрессовым действием.
Кактус. Плоды кактуса использовались как слабительное. На одном из древних рисунков египетская царица Нефертити изображена с плодами кактуса. А кактус-опунция, которому ацтеками приписывались волшебная сила и магические чары, изображен и на государственном флаге Мексики. Название "Кактос" впервые встречается в древней классической литературе. Греческий ботаник Теофраст использовал его для наименования колючего растения испанского артишока Cynara cardunculus. Это название использовал в 1753 г. Карл Линней для обозначения рода CACTUS L., в которой он поместил все известные в то время 22 вида кактусов. Содержание воды в тканях кактуса составляет 92% его веса.
Астра. Астра в Европу была завезена из Китая в 1731 году. Тогда цветки дикорастущей астры имели синюю, карминную и пурпурную окраску. Но уже к ХIX в. появились садовые формы с белыми, фиолетовыми, красными, розовыми и лиловыми соцветиями. Центром разведения и селекции астры стала Германия. Именно там было создано большинство сортов и садовых групп, многие из которых выращивают и поныне. Красивая легенда рассказывает об астре, которая в переводе с греческого означает «звезда. Она выросла из пылинки, упавшей со звезды. И если ночью притаиться в цветнике, то можно услышать, как цветы разговаривают со своими сестрами-звездами.Астра со своими острыми лепестками-лучиками как бы похожа на звезду. Астра - символ грусти. Этот цветок считался подарком человеку от богов, его оберег, амулет, частица его далекой звезды. Поэтому символизируемая им грусть, это грусть по утраченному раю, по невозможности подняться в небо. Астра - один из любимых садовых цветов у татар, восьмилепестковый цветок астры изображен на Государственном гербе Республики Татарстан. Четное число лепестков цветка подчеркивает вечный источник жизни, пожелание долголетия, процветания.