Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович - разговоры

  Флора и фауна Легенды,мифы и сказания о цветах-2
С глубокой древности цветы являются неизменным спутником нашей жизни. Но не только красота и аромат заставляли людей поклоняться им, цветы обладают ещё и волшебным даром выражать многообразие человеческих чувств и взаимоотношений. Символика цветов и её язык многообразен и порой противоречив. Различные религии по-своему толковали символику цветов, привязывая их к своим богам, мифам и легендам. Становясь священными, цветы приобретали новые, нехарактерные для них свойства, утрачивая истинные.По мере того, как человеческая цивилизация всё больше отрывалась от природы, люди переставали помнить её тайнопись, лишали её самостоятельности. Исторические события постоянно вносили перемены в символику растений.Я думаю,многим будет интересно познакомиться с преданиями и легендами,существующими о цветах.

Ответов - 58, стр: 1 2 3 4

Людовик Благочестивый соединил также этот цветок с именем своей жены Маргариты. Он приказал сделать распятие, которое поместил в виде герба на своем перстне, и окружить его венком из маргариток и лилий. Таким образом, перстень этот напоминал ему всегда о Спасителе, Франции и его дорогой жене. С этой поры имя это сделалось среди принцесс любимым. Его носили герцогиня Анжуйская, мать Генриха VII, сестра Франциска I и другие1. Его носит и мать итальянского короля, чрезвычайно популярная среди народа благодаря своему сердечному отношению к беднякам и их детям. В связи с ее именем и этой ее любовью к бедноте Мантегацца написал даже сказку о происхождении маргаритки. «Великое солнце, — говорит он, — ничто не любит так, как цветы, ни о чем так не заботится и ничто так не ласкает. И потому все растения в течение столетий всегда о чем-нибудь его да просили. Одни хотели быть крупнее, другие душистее, третьи желали иметь более красивые цветы... Только одно скромное растеньице, бледные белые цветочки которого, как звездочки, блестели на лугу, никогда не выражало никакого желания. Эта мысль пришла однажды на ум солнцу, и оно, остановившись перед растением, спросило его: довольно ли оно своей участью и не желает ли чего? — Спасибо, — отвечало растение, — я чувствую себя вполне счастливо таким, каким создал меня Господь. — Это прекрасно с твоей стороны, — сказало солнце, — но подумай, может быть, у тебя и найдется какое-либо желание, а мне очень хотелось бы его исполнить, если бы ты мне его выразила. — В таком случае, позволь мне во всякое время года цвести. Я радуюсь, когда меня срывают дети и играют со мной: я так люблю детей. — Пусть будет по-твоему, — отвечало солнце, — и так как ты среди всех цветов являешься единственным по своей скромности и походишь на жемчужину, то называйся отныне маргариткой. Говоря это, солнце прикоснулось к ее цветам одним из своих лучей и оставило в середине желтый кружок как свою печать, а лепестки ее, разойдясь в стороны, образовали нечто вроде солнечного сияния. Если гордые орхидеи, заключает свою сказку Мантегацца, украшают собой царские вазы, если дивные розы усыпают своими лепестками персидские ковры, то скромная маргаритка получает больше сердечных ласк, чем кто-либо, так как она живет среди народа и его детей, где радости реже, но зато сильнее и где чувство нежности не сделалось еще посмешищем...
Таким же как бы символом сердечности мы встречаем маргаритку и на дивном памятнике, воздвигнутом безвременно погибшей австрийской императрице Елизавете. Памятник этот производит чарующее впечатление. На мраморной глыбе, как бы окутанное облаком, покоится чудное изваяние покойной, над ним звезда, внизу на постаменте внезапно гибнущий корабль — эмблема ее преждевременной кончины, а на цоколе букет маргариток — эмблема ее доброты и сердечности. Что касается Англии, то и там маргаритка пользовалась не меньшей любовью, чем и в остальной Европе. В песнях шотландских бардов поется, что впервые маргаритка была принесена на землю рукою ангела, посадившего ее на могиле безвременно погибшего юноши. «Он взял звезду с неба, — говорит Оссиан в песне, где он оплакивает смерть своего погибшего во время битвы сына, — и опустил ее на землю в том месте, где была погребена вся надежда родителей; и на этом месте вырос цветок-звездочка — маргаритка. Чосер в своих стихах называет ее «Day's еуе — око дня, так как действительно цветок этот, как известно, раскрывается одним из первых на восходе солнца. Из этого-то названия образовалось то нежное, ласкательно-уменьшительное имя «Daisy (Дэзи), которое дают в Англии как женщине, носящей имя Маргарита, так и самому цветку2. Шекспир говорит о маргаритке в самых нежных выражениях: «Whose white investements figure innocence («ее белое одеяние изображает невинность). Другой известный английский поэт, Монгомери, выражается о ней так: «The rose has but a summer reign The daisy never dies… («Но роза царствует лишь одно лето, а маргаритка никогда не умирает). И правда, в сыром, но довольно теплом климате Англии, маргаритку можно видеть в цвету почти круглый год. Однако ввиду того, что маргаритка и в Англии является иногда предвестником весны, то, прежде чем весна в действительности появится, нужно, по мнению деревенских английских детей, ступить ногой на 12 маргариток. Их же еще более суеверные родители говорят, что если пропустить случай ступить ногой на первую маргаритку, которую увидишь весной, то маргаритки покроют тебя или кого-либо из твоих близких друзей прежде, чем окончится год.
Наконец, с маргариткой связано еще выдающееся событие последнего времени — сбор пожертвований в пользу борьбы со страшнейшей из людских болезней — с туберкулезом. Общественный сбор этот был устроен впервые в Швеции в 1908 году, и цветком, который должны были давать на память всякому внесшему свою посильную лепту, избрана маргаритка (у нас почему-то ее назвали белой ромашкой) как первый весенний цветок, как провозвестница весны и обновления жизни. С тех пор там ежегодно 1-го мая устраивают продажу этого цветка. Цветок продают по 5 копеек, и в первый же год в этот день было выручено около 80.000 рублей. За Швецией последовала Финляндия, потом некоторые другие государства, а в 1910 году наконец и мы. У нас эта продажа производилась в апреле, и надо было видеть, с какой энергией, любовью и восторгом всюду наша молодежь приходила на помощь этому святому делу. Пресса со своей стороны поддержала его, и действительно, как тогда писали, мы «забросали смерть цветами. В одной Москве за этот день собрано было более 150.000 рублей. Дай Бог, чтобы почин борьбы со злейшим нашим врагом при помощи этого скромного цветочка продолжался так успешно и впредь и чтобы построенные на собранные таким образом средства санатории и другие учреждения действительно оправдали возлагаемые на них надежды. В заключение упомянем, что в Германии в 1739 году этому прелестному невинному цветочку грозила страшная опасность. Его обвинили вместе с собачьей ромашкой в ядовитости, и начальством было предписано уничтожать ее всюду, где бы она только ни встретилась. Однако, оттого ли, что недостаточно деятельно принялись за ее истребление, или оттого, может быть, что самое растение оказалось необычайно живучим, но грозное это предписание оказалось невыполненным, и прелестный цветочек по-прежнему продолжает расти повсюду и усыпать своими многочисленными белыми звездочками поля и клумбы наших садов.
Легенда Светланы Снеговой. Тысячелетия длится война между морем и сушей. Два непримиримых врага. Кто сильнее? Кто могущественнее? Люди, не пытайтесь решить этой задачи! Вы слишком ничтожны и незаметны в этой борьбе. Далеко, на краю земли, стоит старый утес, повернув свое обезображенное годами и ветрами лицо к морю. Волны, любящие простор и свободу, не могут смириться с таким соседом. Море каждым своим набегом стремится оторвать от утеса хоть камешек, хоть песчинку, чтобы разрушить его, уничтожить и прорваться дальше, затопить землю и стать полновластной хозяйкой на этой планете. Но и утес сдает своих позиций. Смело противостоит своему мучителю. Ведь он стражник. И пусть он весь в ранах, но не уйдет со своего места, не пропустит своего врага. Иногда морю надоедает эта борьба, в общем-то, бесполезная, и тогда начинает оно нежно ласкать и целовать обнаженные камни утеса, как бы прося прощения за свои грехи. Но набегает ветер и шепчет морю о его силе и непобедимости, подстрекает к новой борьбе с утесом. Вначале тихо, а потом все громче и громче убеждает ветер, ревет, бесится. И море начинает волноваться и вновь с силой обрушивается на своего врага. Так и продолжается эта война многие века. И нет в ней победителя. Равны силы природы – сила воды и сила камня. Несколько столетий смотрят на эту битву развалины часовни, расположенной на вершине утеса. Не часто ступает сюда нога человека. Тишина и одиночество царят здесь. Стены часовни разрушились. Заросла тропа к ней. И только утес и бьющиеся об него волны помнят ту, в честь которой добрые люди возвели маленькую часовню. Видимо хотели, чтобы память о великой любви, верности и надежде сохранилась на века. Но время безжалостно. Своим бегом оно разрушает и великое. Но если какой-нибудь путник забредет на утес, спрячется от лучей палящего солнца в тени разрушенных временем стен, то услышит в шуме волн и молчании утеса историю о святой Маргарите.
Давно это было. В одном поселке на берегу моря жила девушка Маргарита. Красивая и гордая морячка. Дочь моряка и невеста моряка. Да и как могло быть иначе. Ведь здесь, на краю земли, вдали от больших городов, люди рождались и умирали под шум волн. И не было у них другой судьбы, как жизнь связанная с морем. Да они и не знали иной. Море кормило, одевало и хоронило их. Под раскатистые звуки прибоя рождалась и любовь. Так было и у Маргариты. Шум волн соединил в едином порыве два сердца. По осени, после большого лова, собирались Маргарита со своим женихом сыграть свадьбу. По старинному обряду ночью вдвоем обнаженными войти в воду и соединиться навеки. Но судьба распорядилась иначе. Не суждено было этой любви свить собственное гнездо и вывести птенцов, людям на радость и родителям на помощь. Ушел любимый в море на своей лодке и не вернулся. Ничто не предвещало беды. Прощание было обычным, ведь расставались любимые ненадолго. «Жди, - сказал он на прощание и весело махнул рукой. И Маргарита осталась ждать. Но не было больше встречи. Новая любимая приняла молодого рыбака в свои объятия. Обручился он с суровой и неукротимой невестой – бушующим морем. Маргарита помнила прощальное «жди и ждала, стоя на берегу. Не было ни слез, ни стенаний, лишь молчаливое неизмеримое горе, занимающее сердце и горло. «Он не вернется,- весь поселок твердил ей об этом. Не спорила с ними Маргарита, лишь вглядывалась в дальние горизонты, не мелькнет ли парус. Ничто не могло оторвать ее от этого занятия. Одинокий силуэт на песчаном берегу. Печальная картина. А в ее ушах не умолкало «Жди!. Но море только смеялось ей в лицо, бросая соленые брызги и, пролетая над головой, хохотали чайки. Однажды ночью услышала Маргарита голос своего жениха, который звал ее по имени из глубин моря. Не раздумывая, кинулась она в воду, чтобы соединиться со своим любимым. Но ревнивое море не допустило этого и волной выбросило ее на берег. Обессиленная, распростертая на мокром берегу Маргарита сквозь ветер и шум волн услышала милый голос, который обещал ей скорую встречу. - Я вернусь к тебе... Вернусь... Жди меня на старом утесе. Ушла Маргарита из поселка и поселилась на утесе. Не остановили ни уговоры, ни слезы отца и матери. Шли годы. Любимый не вернулся, но пришла к ней мудрость и откровение тайн природы. Видимо пожалел ее Бог и дал взамен любимого великий Дар Помощи Людям, открыл ей тайну лечения разных хворей и недугов.
Разнеслась слава о врачевательнице, наделенной большой силой, по близким и дальним землям. И потянулись к ней больные и немощные. Всем помогала Маргарита. Лечила кого травами, самой собранными, кого заговорами, самой придуманными. И выздоравливали люди, и были ей безмерно благодарны. Не брала платы за помощь Маргарита, а лишь наставляла всех приходящих беречь и сохранять любовь. Запомнили люди ее слова: «Только любовь дает вам счастье. Ни деньги, ни власть. Это все мимолетно. Любовь вечна и бессмертна. Берегите ее! «Я лечу любовью, отдавая каждому по капельке. Она так сильна, что хватает одной капли и так велика, что хватит многим. Прошло очень много лет и когда Маргарита отдала последнюю каплю любви, чтобы вылечить маленького ребенка, она счастливо улыбнулась и закрыла глаза. Добрые люди похоронили ее на утесе, а на ее могиле выросли удивительные цветы, не виданные в тех краях. Никто не придумывал им название. Все знали, что цветы эти - просто маргаритки. Опустишься лицом в них, и наполнится душа покоем и любовью.
Незабудка. (из книги Н.Ф.Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях) «Скоро жимолость в нашем саду зацветет, И опять незабудками сплошь зарастет Мшистый берег над речкой студеной. Прелестная, с нежно-голубыми, как бирюза, лепестками и ярко-желтой, точно из золота сделанной, серединкой, незабудка — одно из лучших украшений нашей весенней флоры. Особенно же крупны и ярки бывают так называемые болотные незабудки, растущие на сырых лугах и по берегам канав. Букет из таких чудных незабудок замечательно красив, а если его развязать и разложить в виде венка на глубокой тарелке с водой, то прелесть цветов еще более увеличится. В таком виде незабудки очень долговечны: если менять в тарелке воду, то они могут сохраняться совершенно свежими и роскошно цветущими по целым неделям. Свое странное научное название «Myosotis, обозначающее в переводе на русский язык «мышиное ушко, этот прелестный цветок получил за свои покрытые волосками листья, которые, развертываясь из почки, действительно сначала имеют некоторое сходство с ухом мыши. О возникновении незабудки сложилась очень поэтическая древнегреческая легенда. «Ликас и Эгле были самой красивой парочкой из всех пастухов и пастушек Аркадии, а их любовь и верность на побережье реки Алфея вошли даже в поговорку. Но вот однажды Ликас получает строгое приказание от отца немедленно воротиться домой и вступить в наследство, оставленное ему умершим дядей. Тогда у бедной Эгле зарождается опасение: как бы Ликас, разбогатев, не изменил ей и, увлекшись какой-нибудь городской красавицей (об их умении влюблять в себя так много рассказывали бывавшие там старые пастухи), не бросил ее. Но она не решается открыть свое опасение и предостеречь его, так как боится обидеть своей недоверчивостью, а между тем сердце ее разрывается от горя... Настает минута разлуки. Ликас крепко жмет руку Эгле и нежно ее обнимает. Взволнованная до глубины души Эгле не может воздержаться от слез, и несколько крупных капель из ее чудных светло-синих глаз катятся на лежащую у ног траву... И — о чудо! Каждая из этих слез превращается в такой же голубой, как и глаза, цветок. Это были первые незабудки. Эгле постепенно срывает их и молча передает своему возлюбленному, но Ликасу смысл их ясен, и он называет их «не забудь меня. Так и одно немецкое предание сообщает, что незабудка возникла из слез невесты, пролитых при расставании с женихом. Видя, как это растение выросло и расцвело, они назвали его «незабудкой и дали себе слово всюду, где бы ни встретили его, срывать и хранить как память об их взаимной любви. О действии этого цветка на сердца влюбленных Гете говорит: «Когда она срывает голубенький цветочек и говорит: «Не забудь меня, то я чувствую это и вдалеке. А если у меня сердце разрывается, то только говорю: «Не забудь меня, — и тогда как бы вновь оживаю. Другая легенда, по одному варианту, говорит, что «незабудкой назвал это растение сам Господь, так как оно забыло свое первое, данное ему при создании имя. Об этом одно немецкое стихотворение рассказывает так: «Когда Господь однажды сотворил цветы, и все они, следуя его зову, собрались в своем пестром одеянии и спросили, низко кланяясь, какие будут их имена, то Господь дал каждому из них свое название и приказал хорошенько его запомнить. Но не успел Господь это сказать, как вернулся один из маленьких цветочков и со слезами на глазах воскликнул: «Господи, в таком большом собрании я забыл свое имя. Тогда, взглянув на него, Господь ласково сказал: «Не забудь меня! По другому варианту сообщается следующее: «Когда Господь создал мир и дал название всем творениям, то случайно забыл назвать один маленький цветочек, росший на берегах ручья. Тогда забытый цветочек приблизился к трону Всесильного и попросил и его не забыть в Его любви и также дать ем название. На это любвеобильный Господь отвечал: «Тебя Я не забуду, не забудь ты Меня. Пусть отныне имя твое будет «незабудка. И вот теперь, когда два любящих друг друга сердца расстаются, то на прощание они дарят друг другу незабудку.
В одном австрийском сказании говорится: «Много лет тому назад пошли жених с невестой погулять по берегу Дуная. Вдруг молодая девушка увидела на краю крутого берега неизвестный ей до того времени прелестный цветочек и выразила желание достать его. Молодой человек сейчас же нагнулся и сорвал цветочек, но в то время как он поднимался, нога его как-то скользнула, и он, сорвавшись, упал в реку. Место оказалось глубоким, а помощи никакой. Напрасно несчастная девушка выбивалась из сил, призывая на помощь, а юноша боролся с течением, стараясь держаться на воде, — никто не откликался. Вынырнув еще раз из воды, он успел только крикнуть своей возлюбленной: «Не забудь меня! — и пошел ко дну. Когда же несколько дней спустя нашли его тело, то в судорожно сжатых пальцах находилось злополучное растение. Молодая девушка, горько оплакав, похоронила жениха и на могиле его посадила это растение, которое с тех пор и получило название, составленное из последних слов безвременно погибшего в волнах юноши. Эта история и послужила темой для известного стихотворения немецкого поэта фон-Платена1. Наконец, в одном старинном германском предании говорится по поводу названия этого цветочка следующее: «Жили-были некогда в одном лесу мальчик с девочкой. Жили они в уединении в самой его глуши, играли постоянно вместе и крепко полюбили друг друга. Когда же они выросли, мальчик, теперь уже юноша, вздумал пойти посмотреть мир. С грустью проводила девушка своего друга детства через высокий буковый лес, мимо печально поникшей головкой фиалки, мимо веселого цветка боярышника на самую его опушку. Там они увидели вдруг темно-голубой, похожий большие синие глаза, цветочек, и в горести, разлуки каждый из них сорвал по цветку и передал друг другу на память, убеждая помнить друг о друге и срывать его каждый раз, как он им встретится, в знак того, что не забыли друг друга. Как обещали, так и исполнили. Прошли годы, долгие годы. Он все еще не возвращался, а она, состарившись, превратилась уже в седую бабушку. Наступила весна, и она снова отправилась через высокий буковый лес мимо печальной фиалки и веселого боярышника на опушку и вдруг совершенно неожиданно встретилась там с каким-то старичком, таким же седым, как и она. Они были друг другу незнакомы; но на опушке рос голубой цветочек. Оба они наклонились, чтобы сорвать его, их старые руки встретились, и оба старика, заливаясь слезами, узнали друг друга, узнали, что, несмотря на столько протекших лет, они остались верны друг другу и не забыли данного обещания. Вот с этих пор наш маленький синий цветок и получил, как говорят, свое название. Таков целый ряд сказаний о происхождении названия этого прелестного цветка, но вернее всего он получил имя от своего чудного синего цвета, напоминающего цвет бесконечного небесного свода, среди которого мистически настроенный ум верующего старался всегда отыскать место будущего обитания своей бессмертной души: не нужно забывать, что в человеке вечно жива мысль о бессмертии — как исполнении величайшего обещания, которое вложено в его сердце Творцом. Исполнения этого обещания он ждет и никогда о нем не забывает. Этим-то, мне кажется, лучше всего объясняется даже и то интересное обстоятельство, что цветок носит у всех христианских народов одно общее название — «незабудка.
Замечательно поэтично еще одно сказание о незабудке — персидское, повествующее о том, как однажды утром один ангел сидел плача у врат рая, откуда он был изгнан за то, что полюбил дочь земли. Он увидел эту девушку в первый раз на берегу реки, когда она убирала свои чудные волосы незабудками, полюбил ее и не мог более с ней расстаться. И вот теперь в наказание за то, что отдал ей свое сердце, он был удален из рая до тех пор, пока эта дочь земли не рассадит незабудки во всех уголках мира. Задача была нелегкая, но, проникнутая сильной любовью, девушка согласилась ее исполнить. В продолжение многих лет, во всякую погоду, во всех климатах, день и ночь бродила она по земному шару, рассаживая этот милый цветочек. Когда же задача была исполнена, оба появились снова перед вратами рая, и врата перед ними не закрылись: она, хоть и смертная, была принята без смерти. «Так как, — сказал страж обители небесной, — ее любовь была выше желания жить, и к тому же тот, которому она отдалась всей душой, был ангел, а любовь к небесному сохраняет от порчи земной. Пусть же, — добавил он, — вкусит она сладостей небесных, величайшая из которых — самоотверженная любовь. В немецких народных поверьях незабудка играет также роль, приписываемую и многим другим цветам: она находит клады. Когда ребенку, слуге или рыцарю случится найти его на дороге, то стоит им только подойти к ближайшей скале и дотронуться до нее найденным цветком, как она мгновенно разверзается, и перед их удивленным взором предстает чудная пещера, вся усыпанная золотом, драгоценными камнями и разными другими сокровищами. Оттуда таинственный голос говорит, что все это можно взять — это собственность обладателя цветка, но нужно не забыть только взять самое лучшее, а это и есть сорванная незабудка. Но жадный до золота человек обыкновенно старается только как можно больше набить себе карманы золотом и драгоценностями и, опьяненный неожиданным богатством, выходит, упустив из виду сделанное ему предостережение. «Смотри, не забудь самого лучшего, — повторяет таинственный голос в минуту выхода его из пещеры. И тут только вспоминает он о допущенном промахе и, схватившись за голову, спешит вернуться в пещеру. Но уже поздно: скала смыкается, и от входа в пещеру не остается и следа. А между тем последствия этого непослушания, невнимания к словам таинственного голоса не замедляют обнаружиться: вместо золота из карманов сыплется сор, а вместо драгоценных камней валятся голыши... В Штирии до сих пор существует суеверный обычай заговаривать при помощи незабудки душевную скорбь. Если влюбленному юноше, говорится в одном старинном альманахе, почему-либо нельзя жениться на любимой девушке, а между тем любовь эта так сильна, что он не в состоянии ее перенести, то горю этому может помочь незабудка. Стоит ему только вечером, при заходе солнца, в день Иоанна Крестителя взять локон любимой девушки, подаренный ею засушенный цветок (большею частью, конечно, незабудку) или вообще какую-нибудь подаренную ею на память вещь и, разрыв землю гвоздем от гроба, закопать туда эту вещь, приговаривая: «Любовь, я держу тебя и зарываю. Удались из моего сердца вместе с верностью и горем. Обыкновенно таким образом погребенная любовь, говорит далее этот альманах, проходит быстро и оставляет сердце в покое. Нередко, однако, в лесу на том месте, где она была погребена, вырастает незабудка. Тогда это дурное предзнаменование. Это значит , что любовь была плохо погребена. По распространенному же в Южной Германии поверью, незабудки вырастают также на могилах некрещенных детей, как бы напоминая или, лучше сказать, упрекая родителей в том, что они забыли исполнить этот необходимый для всякого человека обряд. Говорят также, что цветы появились и на могильных холмах, под которыми были погребены воины, убитые в битве при Лютцене во время Тридцатилетней войны, и что и тут цветы эти просили оставшихся в живых не забывать молиться за погребенных.
Затем незабудка считается также во многих местностях Германии волшебным цветком, при помощи которого можно узнать имя суженого или суженой. Для этого нужно только не искать незабудку, а воспользоваться случайно попавшейся на дороге. Такую незабудку кладут на голое тело под мышку и, не говоря ни слова, идут домой. И вот имя первого попавшегося в это-то время на дороге или перекрестке мужчины или женщины и будет представлять собой имя суженого или суженой. В средние века незабудке придавали еще и некоторое религиозное значение. Ее название должно было служить постоянным напоминанием о Боге. Мысль эта особенно часто получала свое символическое, выражение на сделанных из дерева вырезках, изображающих небесное око, окруженное венком из незабудок с надписью: «Помни обо мне. Вообще в этом небольшом темно-голубом цветочке, по-видимому, заключается та притягательная сила, от которой не в состоянии отделаться ни один склонный к сентиментализму человек. Это цветок тоски, образец верной любви между мужем и женою, и потому в старинной песне поется: «Вот синий цветочек, его зовут незабудкой. Этот цветочек положи к сердцу и думай обо мне. Если погибнет он, то погибнет и надежда, а мы так полны любовью, что, поверь мне, она никогда во мне не умрет. Вследствие всего этого незабудка пользуется вообще большой любовью немецкого народа, и во многих местностях Германии в народных училищах существует обычай отправляться весной всей школой в лес за незабудками. Обыкновенно в этот день занятия в школах продолжаются только до полудня, а затем вся детвора с шумом и песнями отправляется под руководством учителя в ближайший лес, в котором особенно обильно растут незабудки. Прибыв туда, каждый мальчик и каждая девочка стараются набрать как можно больший букет этих цветов и украсить ими себе волосы, шапки и одежду. Весь день проводится в пении и играх, а вечером, с закатом солнца, вся школа торжественно возвращается домой. Каждый школьник с гордостью несет набранный им букет, который сейчас же ставится в сосуд с водой и служит в продолжение долгого времени предметом восхищения и воспоминания о веселой весенней прогулке. Такие же погулянки устраиваются часто и взрослыми. В них принимают участие целые семьи: и стар и млад, и хозяин и слуга — словом, весь дом. И прогулки эти представляют не случайное явление, а совершаются из года в год с незапамятных времен. Набранные и засушенные незабудки бережно хранятся от прогулки до прогулки. Набирают цветов как можно больше, делают из них букеты, вьют венки и гирлянды и украшают ими себя и детей. Пьют кофе, едят пироги, и все общество так веселится, что память о прогулке остается радостным воспоминанием на целый год. На погулянках этих забывается все тяжелое и неприятное и каждый веселится от души. Но особенно радостно, что тут нет больше ни хозяев, ни прислуги. В этот день все равны, все братья. И такой народной любовью пользуется незабудка не только в Германии, ее любят, ею увлекаются и в других странах.
Так, в окрестностях Люксембурга существует маленькая, чрезвычайно быстрая и прозрачная как стекло речка, носящая поэтическое название Купанье красавиц, или Водопад волшебного дуба. Последнее название дано ей за то, что ключ, дающий ей начало, вытекает с журчанием из корней старого, насчитывающего много сотен лет, дуба. Берега этой романтической речки с июля по август бывают покрыты бесчисленным множеством прелестных крупных ярко-голубых незабудок, число которых еще более умножается их отражением в кристальных ее водах. В это-то очаровательное местечко собираются из города девушки в свободные часы, в дни каникул и, украсившись венками из незабудок, купаются, плещутся и кружатся с пением, как какие-нибудь нимфы, и устраивают таким образом празднество в честь наяд заколдованного дуба... Незабудку любят и в Англии — здесь с ней связано популярное празднество, известное под названием празднества «майской королевы«. Это празднество, как известно, ведет свое начало еще с древних времен, когда человечество более молодое, более поэтичное, чем в наши дни, с радостью и ликованием встречало ежегодно расцвет природы после тяжелой зимы и устраивало праздник в честь возвращения весны. Днем такого празднества выбиралось 1-е мая, когда вся природа чаще всего уже одевалась в свой очаровательный весенний убор. В Древнем Риме молодые люди накануне этого дня с полночи уходили за город, в поля и леса, и, нарезав там ветвей, плели из них венки и букеты и приносили их в город, чтобы уже к утру убрать ими двери домов и сами здания — словом, чтобы и город обрадовать той желанной весной, которая пока царила только еще в полях и лесах. Весь день шли танцы и царило веселье вокруг большого дерева, посаженного в честь богини цветов — Флоры. Не утратило своего значения это празднество и в средние века, но приняло несколько иной характер. Украшали церкви древесными ветвями и возносили благодарственные молитвы Творцу за то, что Он сподобил снова увидеть радостные дни обновления природы. В Англии празднество это, перешедшее вместе с введением христианства, особенно торжественно начали справлять в царствование Генриха VIII, когда ежегодно 1-го мая сами король и королева со всем своим двором, включая сюда даже и кардинала, покидали городские дворцы и отправлялись за город за первыми весенними цветами. Примерно тогда же вошло в обычай сажать в деревнях и даже в городах майское дерева перед домом самой красивой из местных девушек и провозглашать ее королевой этой весны — «королевой мая. Празднество это со временем стало настолько популярным, что сделаться «майской королевой было заветной мечтой каждой красивой девушки.
В прелестном стихотворении английского поэта А. Теннисона, переведенном на русский язык А. Плещеевым, мы находим следующее описание такого трепетного ожидания. Волнуемая, страстным желанием быть избранной королевой мая, девушка говорит своей матери: «Разбуди меня завтра, родная, Только солнышко в небе блеснет; Всех-то дней этот день веселее: Не бывает такого весь год. Разбуди же, смотри! С нетерпеньем Жду давно я веселого дня: Королевой майской, я знаю, Они выберут завтра меня! Крепок сон мой, сама я не встану; Так смотра же, погромче кричи, Чуть в окно нашей спальни, родная, Золотые проникнут лучи. Еще много венков мне придется Из цветов и из зелени свить: Ведь я знаю наверное: завтра Королевою майской мне быть! Я хочу, чтоб сестра моя Ева Шла со мною на праздник весны, Да и ты приходи: королевой Меня видеть вы обе должны. Даже с гор отдаленных приходят Пастухи, чтоб на праздник взглянуть, А я буду на нем королевой. Разбуди же меня, не забудь! Проходят годы, героиня рассказа претерпевает тяжелые невзгоды, но и в самую тяжелую минуту жизни с радостью вспоминает она этот день: «Хорошо было в мае, родная! Не забыла я этого дня, Как они королевою майской, Всю в цветах, посадили меня. На лужайке, под деревом майским Танцевали мы долго потом, Пока месяц не всплыл, обливая Кровли наших домов серебром... Однако с проникновением в английские народные массы духа меркантильности и наживы прелестный старинный обычай этот стал выводиться и, быть может, исчез бы совсем в наше время, не вздумай его возобновить и поддержать в школах знаменитый английский мыслитель Джон Рёскин. Благодаря его стараниям праздник «майской королевы празднуется теперь почти во всех девичьих школах Англии и Ирландии. Празднование это происходит с некоторыми вариантами, но общей чертой является избрание «майской королевы, и притом не столько за выдающуюся ее красоту, как это было прежде, сколько за успехи в науках, а главное — за общую любовь к ней.
Приведем для примера, как празднуется этот день в Уайтлендском колледже — школе для девиц, готовящихся к педагогической деятельности. Уже с раннего утра церковь школы, ее двор и все комнаты убраны цветами, присланными с разных концов Англии прежними питомицами школы. И когда все готово, ученицы с пением: «все вокруг нас красуется и веселится, в торжественной процессии вступают в церковь. Королева ими уже избрана, но имя ее еще хранится в тайне. Во время пения появляется прошлогодняя королева. Сегодня последний день ее царствования. Она в венке из цветов, в одежде и с крестом, установленными для этого празднества. Ее радостно приветствуют подруги. Став в два ряда и держа в руках гирлянды из цветов, они пропускают ее под этим цветочным сводом на предназначенное ей место. Еще несколько минут, еще несколько аккордов — и, как только это шествие остановится и будет пропето последнее слово гимна, царствованию ее, длившемуся целый год, наступит конец. Тогда королева, обратившись к своим верноподданным с речью, благодарит их и восхваляет выдающиеся их качества, и одна из ближайших подруг снимает с нее завядший королевский венец-венок и заменяет его венком из незабудок. В руки дает ей букет из незабудок. Пусть она не забудет год своего царствования, пусть память о том, что она носила высокий титул царицы за свою добродетель, за всеобщую к ней любовь школьных подруг, останется для нее вечной. По окончании этой церемонии объявляется конец прежнего царствования и провозглашается имя новой избранницы. Новая королева, при всеобщем. ликовании, торжественно входит на трон, и подруги ее проходят перед ней, приветствуя, и получают из ее рук награды — великолепно переплетенные произведения Д. Рёскина. Награды даются не по конкурсу, а раздаются королевой полновластно. Одной королева дает за то, что она всегда оставалась верна своим подругам, другой — за то, что она хорошо знает музыку, третьей — за ее веселый нрав и приятный характер. Принимая подарки, подруги целуют руку своей королевы. Затем следует обедня, а по окончании устраивается веселый праздник, который длится до вечера и на котором первое место принадлежит королеве. Но гораздо раньше учреждения всех этих празднеств «майской королевы незабудка имела уже в Англии свое значение. Говорят, еще в 1405 году Генрих Ланкастер избрал этот цветок своей эмблемой и, находясь в изгнании, поместил его в цепь ордена Подвязки со словами «не забудьте меня. Таким образом, как роза является историческим цветком для дома Йорка, как лилия — для Стюартов и Бурбонов, фиалка — для Наполеонов, так и незабудка — геральдический цветок для Ланкастеров. По другим сведениям, первым воспользовавшимся в Англии символом значения незабудки был один из Плантагенетов, который, будучи влюблен в жену герцога Бретонского, обменялся с ней в знак их взаимной любви этим цветком. По иному источнику, впервые в Англии незабудку как эмблему воспоминания ввел лорд Скельс, брат Елизаветы Вудвилл, жены Генриха IV. После победы на турнире над одним бургундским рыцарем присутствовавшие придворные дамы преподнесли ему, как бы от всей Англии, золотую цепь, украшенную синими эмалевыми незабудками, на память об отваге, выказанной им в этом состязании. Наконец, скажем еще, что в Англии, как и в некоторых других странах, массовое появление незабудок на местах погребения считается иногда народом за напоминание, присылаемое с того света покойниками. Мисс Пратт в своей статье о битве при Ватерлоо рассказывает, что на другой год после этой битвы незабудки покрыли все поле сражения, особенно на местах пролитой английской крови. Цветы эти, говорит она, как бы желали сказать: «Не забывайте своих верных сынов и братьев, положивших за вас свои головы! В Англии о незабудке писали много, и почти нет первоклассного поэта, который бы не посвятил ей прекрасного стихотворения. Не меньшую роль цветка воспоминания играет незабудка и во Франции, И здесь дарят и хранят ее на память, и здесь посылают ее в знак того, что помнят о тех, кому ее дарят. Известный французский писатель Гектор Мало, излагая свои воспоминания о Крымской кампании, где он находился в качестве волонтера, рассказывает следующий интересный случай. Это было как раз в день битвы при Альме и Инкермане. Идя в атаку на страшные неприятельские укрепления и думая, что сегодня, быть может, день его смерти, он вспомнил, что это был также день именин его жены и подумал, как он был бы счастлив, если бы мог ее поздравить. Вдруг у ног своих в сыром рву, по которому солдаты двигались, он видит целую полосу прелестных незабудок в полном цвету. Забыв об ежеминутно угрожающей ему опасности, он нагибается и начинает их рвать. В это время над головой его раздаются страшный свист и шипение и, как порывом ветра, осыпает его комьями грязи. Он поднимается и видит всех своих товарищей убитыми или страшно изуродованными. Это был залп картечью, сделанный по ним из русских батарей. Не нагнись он за незабудками, которые думал послать на память жене, и его, как и его товарищей, не было бы в живых... Немало стихотворений посвящено незабудке и во Франции, но особенно мило выражается о ней поэт Альме Мартин в своих «Письмах к Софии: «Цветы эти распускаются как будто для того, чтобы выражать любовь. Вся их речь — одно слово, но слово, полное прелести. В руках влюбленных они говорят еще: люби меня и не забывай! В заключение скажем, что сок незабудки имеет, как говорят, оригинальное свойство способствовать затвердению стали. Для этого раскаленное докрасна стальное лезвие или вообще, какое-либо стальное орудие следует окунуть несколько раз в этот сок и держать в нем до тех пор, пока оно не остынет. Закаленная таким образом сталь до того тверда, что режет железо и точильный камень. Этим способом, как говорят, приготовляли сталь для знаменитых толедских и дамасских клинков. В Голландии же из этого сока делают сироп, который употребляется как прекрасное средство против чахоточного кашля.
Легенда Светланы Снеговой. Говорят, что давным-давно, когда небо было голубее, деревья зеленее, а люди добрее, правил Ирландией король Эохайд. Всем был славен король: и смелостью на войне, и справедливостью в споре, и разумностью на хмельном пиру. Была у него жена, рыжеволосая красавица Этайн. Супруги друг друга очень любили и жили в мире и согласии. Но однажды поздним вечером в их замке появился странный незнакомец. Одет он был в зеленую куртку и красную шапку, которую не снял даже за столом. Эохайд был гостеприимным хозяином и не сделал гостю замечания. Когда ужин был съеден и выпито крепкое доброе вино, предложил незнакомец хозяину сыграть в шахматы. Шахматы в ту пору в Ирландии были игрой диковинной, недавно завезенной из далекой страны Индии. Эохайда обучали в нее играть специальные учителя. Он был хорошим игроком и верил в свою победу. Поэтому сразу согласился. Договорились, что проигравший должен будет исполнить любое желание выигравшего. Первую партию Эохайд выиграл легко. За победу он запросил сундук золота. Незнакомец пообещал, что привезет его через неделю. Вторую партию, хоть и с трудом, тоже выиграл Эохайд. На этот раз он запросил табун лошадей. Их незнакомец пообещал пригнать тоже через неделю. Настал черед третьей игры. Удача отвернулась от Эохайда. Трудной оказалась партия. Король терял фигуры одну за другой. И, наконец, проиграл. Ну, что тут поделаешь? Игра была честной. - Что ты хочешь за свой выигрыш? Проси, что пожелаешь. - А за свой выигрыш я хочу получить твою жену Этайн. За ней я приду через неделю, - сказал незнакомец , снял свою красную шапку и исчез. Но Эохайд успел заметить, что у него острые уши. Понял, что это не человек, а фейри - человек холмов, как их называют в народе. Вспомнил Эохайд древние легенды о фейри. Кто-то считает их падшими ангелами, кто-то душами мертвых, кто-то колдунами. Иногда они появляются среди людей, от которых их трудно отличить. Только по ушам. У них заостренные уши. А так человек как человек. Ничего Эохайд не рассказал своей Этайн. Но решил не отдавать ее фейри. Он же король. Он найдет способ как защитить любимую. Через неделю собрал Эохайд в замке своих лучших воинов и дал им наказ всеми силами защищать Этайн. Сам тоже облачился в боевой наряд и встал рядом с женой. В намеченный срок дверь замка распахнулась и появился фейри. - Я не обманул тебя. Доставил твой выигрыш - сундук с золотом и табун лошадей. А ты отдавай мой выигрыш. - Ни за что! - крикнул Эохайд и бросился на фейри с мечом. Воины короля сомкнули свои ряды, чтобы защитить прекрасную Этайн. Но это не помогло. Превратился фейри в вихрь, пронесся через ряды воинов, отшвырнул Эохайда к стене и подхватил Этайн. Поднялся с ней к потолку. Едва успели все заметить, как два белых лебедя вылетели в окно. Закричал от горя Эохайд. Но было уже поздно. Унеслась его любимая белым лебедем в неизвестность. - Я найду тебя, - только и смог прошептать Эохайд и упал без чувств.
Когда сознание вернулось к нему, отправился Эохайд в Священную Рощу. Жил там великий волшебник. Только на его помощь надеялся Эохайд. - Трудно будет найти тебе твою любимую, - ответил волшебник на вопрос короля. - Украл ее злой волшебник по имени Мидер. Славится он среди фейри тем, что ворует красивых женщин. А жена твоя очень красивая. Увидел Мидер ее купающуюся в озере и влюбился. А когда Мидер влюбляется - ничто его не остановит. - Я найду ее, - сказал Эохайд. - Ты только скажи, где мне ее искать. - Живут фейри в стране, которую называют Страной вечной юности. Но попасть туда очень трудно. Простым смертным почти невозможно. - Я смогу. Чего бы мне это не стоило. Все равно без Этайн мне жизни нет. - Ну, если так, то найдешь ты ее по слезам, - сказал великий волшебник и замолчал. Когда волшебник замолкает - никто не заставит его говорить. Опечалился Эохайд. Не получил он ответа от волшебника, где находится Страна вечной юности. Но это не остановило его в желании найти любимую жену. Простился он со всеми и отправился на поиски прекрасной Этайн. Прямо за воротами замка, у дороги он увидел невиданные в Ирландии цветы. Маленькие, голубенькие, прозрачные как слезинки. «Ты найдешь ее по слезам, - вспомнил он слова волшебника. Понял Эохайд, что это Этайн так указывает дорогу. Падали слезы ее из глаз и превращались в цветы. И пошел Эохайд по дороге, усыпанной цветами. Вела она его через поля и леса, через холмы и пустоши. Двадцать лет и три года бродил Эохайд по дорогам. Но не терял надежды найти свою любимую. Когда силы начали оставлять его и надежда почти угасла, пришел Эохайд в горную страну. Обессиленный заснул он у горного озера, все берега которого были усыпаны голубыми цветами. Приснилась ему Этайн, все такая же молодая и прекрасная. - Любимый, - сказала она во сне. - Наконец-то ты нашел меня. Проснулся Эохайд и увидел в озере отражение прекрасного города. Это и была Страна вечной юности. Не раздумывая, бросился Эохайд в озеро, чтобы соединиться со своей любимой. Говорят, что вернул Мидер смельчаку его Этайн. Но отпустить на землю отказался. Так и живут они счастливо в той волшебной стране вечно молодые и красивые. А цветы - слезинки остались расти на земле, чтобы и мы не забывали своих любимых. Цветы - незабудки.