Шишкин Иван Иванович

 

 

 

Творчество Шишкина

Среди известных русских художников-пейзажистов Шишкину, несомненно, принадлежит звание лучшего рисовальщика. Во многих своих работах он проявляет удивительные знания растительных форм, отражая их с чутким пониманием как обобщенного характера, так и незначительных отличительных качеств любой формы деревьев, всевозможных кустов и лесных трав. Брался ли он за рисование хвойного леса, отдельно стоящие сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, приобретали у него свое реальное очертание, без каких-либо приувеличений или преуменьшений, — тот вид и с теми особенностями, которые вполне можно объяснить и обуславливается землей и климатом, где автор предлагал им расти. Рисовал дубы и берёзы так, что они получали донельзя правдивые очертания в листве, различных ветвях, мощных или тоненьких стволах, кореньях и в остальных деталях в мельчайших подробностях. В округе под деревьями — каменистая почва, песок или глина, различные неровности, сплошь поросшие лесной травой и папоротниками, сухие опавшие листья, хворост, мелкий валежник и другое — преобретали в работах Шишкина вид совершенной реальности.
Однако эта достоверность часто вредила его пейзажам: в большинстве из них она затмевала общее настроение, придавала им характер не картин, в которых задумана идея возбуждать в зрителях различного рода чувства, а случайных, пусть даже и непревзойденных этюдов. Стоит выделить, что с Шишкиным произошло то же, что случается почти со всяким воистину сильным художником: наука форм ему давалась в убыток для колорита, который, хоть и не был негармоничным, всё равно не стоял на одном уровне с превосходными мастерскими рисункоми. Именно поэтому талант художника много ярче проявляется в одноцветных монотонных картинах и офортах, чем в работах, нарисованных многими красками. Число его работ настолько велико, что указания даже на самые важные потребовало бы слишком много места; основная часть этих работ попала к любителями изобразительного искусства спустя время после произошедшей в 1891 году ретроспективной выставки картин художника за все сорок лет его писательской деятельности и продажи после его кончины того, что еще оставалось в его мастерской. Довольно будет даже напоинить о шишкинских произведениях, которые расположены в галереях и публичных коллекциях. Самая большая такая коллекция хранит московская Третьяковская галерея. Она содержит: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, помимо этого, еще семнадцать авторских рисунков. Русский же музей владеет следующими картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками Ивана Ивановича. Картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок по завещанию К. Солдатенкова были помещены в Московский публичный музей.
Число нарисованных художником офортов Д. Ровинский насчитывал около сотни; помимо этого, он указал на 68 оригинальных первоклассных литографий и на 15 цинкографических экспериментов автора. А. Беггров, в 1884—1885 гг., издал в двух томах собрание 24 фототипических фотографий с угольных рисунков, сделанных для него Шишкиным. Спустя время, в 1886 году художник издал альбом с двадцатью пятью гравюрами, избранными из собственных работ. В дальнейшем Марксом был создан новый альбом, который сохранил в себе оттиски с досок, подкорректированные и немного переделанные, с добавлением нескольких офортов.
В 80-е годы Шишкин пишет большое количество картин, в сюжетах которых он, как прежде, все больше обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей, хотя иногда присутствовали такие мотивы, как побережье Балтийского моря. Не смотря ни на что, важные черты творчества автора сохраняются и поныне, однако художник не перестает двигаться вперед в своих творческих позициях, созданый к концу семидесятых годов. По характеру прошлому покалению картин близки такие работы, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие. Однако написаны они с большей живописной свободой. В лучших художественных пейзажах Шишкина этого времени можно заметить отражение тенденций русского изобразительного искусства, но искажаемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Среди прочих произведений автора самая популярна работа - «Утро в сосновом лесу». Многие считают, что Шишкину сюжет данной картины был предложен К. А. Савицким. Однако есть и иная версия, что движущей силой к созданию этого полотна стал пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), который был написан, скорее всего, как и картина «Бурелом», будучи вдохновленным поездкой в вологодскую тайгу. «Туман в сосновом лесу», пользовавшийся огромным успехом на выставочных галереях в Москве, вызывал у Шишкина и его друга, Савицкого, желание изобразить нечто, повторяющее идею картины, но с добавлением жанровой сцены.