Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович - разговоры

  Тайны Мироздания Загадки истории-4


Ответов - 48, стр: 1 2 3 4

Можно сказать, что с появлением амратской культуры Египет вступил в период сложения цивилизации. А если уж мы заговорили о цивилизации Египта - одной из самых древних, самых загадочных и самых развитых цивилизаций прошлого, то надо упомянуть о ряде парадоксов египетской истории. Так, создатели часов в Древнем Египте почему-то упорно исходили из соотношения самого длинного и самого короткого дней в году, как 14:12. Однако это соотношение не соответствует ни одной точке Египетского государства даже в период его максимального расширения. Это соотношение справедливо только для линии, расположенной на тысячу километров южнее самой южной границы Египта. Для нас важен этот факт, так как эта линия проходит как раз через обширные отмели южной части Красного моря, где можно было бы предположить центр Атлантиды. Еще в древности в соседних с Египтом странах, например, в Греции, считали, что жрецы египетских храмов хранят колоссальные знания. Но эти знания доверялись только людям, особо проверенным, прошедшим соответствующую подготовку, то есть посвященным. В зависимости от степени посвящения человек получал доступ к той или иной категории знаний. Таким посвященным, например, был знаменитый греческий философ Пифагор, известный у нас как автор знаменитой теоремы. Он тридцать лет проходил обучение в египетских храмах. Учился в Египте и Солон, родственник Платона. Жил в Египте и сам Платон; возможно, тогда или через записи, оставленные Солоном, он получил какую-то информацию об Атлантиде, которую в дальнейшем использовал в своих диалогах. В египетских храмах находились грандиозные архивы и библиотеки, где хранились тысячи папирусов. К сожалению, подавляющее большинство этих документов впоследствии погибло. Люди и время сделали свое дело. Но некоторые крупицы знаний египтян просочились в произведения античных писателей. Среди них есть и знания, которые косвенно можно связать с Атлантидой и которые, как кажется, явно входят в противоречие с нашими современными историческими знаниями. Так, согласно общепринятой точке зрения возникновение первых государств в долине Нила относится к IV тысячелетию до н. э. Как же тогда следует понимать утверждение такого солидного автора, как Геродот, будто в его время существовавшие письменные источники египтян уходили в прошлое на семнадцать тысяч лет? Еще более раннюю дату называет Манефон. Он был египетским жрецом, составившим для греков историю Египта, при этом он использовал широко доступные ему документы храмов и архивов. Так вот Манефон начинает свою хронологию событий египетской истории с 30 627 года до н. э. Византийский историк Синелиус сообщает о неких записях, которые он называет "Древние хроники" и которые велись жрецами Египта на протяжении якобы 36 525 лет.
А Диоген Лаэртский сообщает, что египетские жрецы хранят записи, уходящие в прошлое на 48 863 года до Александра Македонского. Тот же Диоген Лаэртский утверждает, что у египтян были записи о реклама 373 солнечных и 832 лунных затмениях. Расчеты показывают: чтобы получить это число затмений, наблюдения должны вестись не менее десяти тысяч лет. Чем же объяснить, что в Египте сохранилось значительно больше информации о протоцивилизации, чем в других странах? Лишь тем, что Египет, непосредственно прилегающий к Красному морю, оказался впоследствии отрезанным от всего остального мира пустынями. Обособленный длительное время от внешних воздействий, он в течение тысячелетий сохранял накопленную информацию, в то время, как другие народы довольно быстро растеряли ее в войнах и смутах. При этом вполне вероятно, что какая-то часть египетского жречества была прямым наследником жречества Атлантиды и особенно ревностно сохраняло полученные оттуда знания. Таким образом, можно сделать вывод, что если некая протоцивилизация существовала, то наиболее вероятное ее расположение было в районе Красного моря. В окрестностях именно этого моря и нужно сейчас искать следы Атлантиды.
Интересная темка
Очень интересно, спасибо
спасибо Ирисик
Колоссы Мемнона. На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III. Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона. Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты, одни только ноги которых имеют 2 м длины и 1 м толщины. Изваянные из монолитных блоков песчаника, они изображают сидящего на троне фараона, руки которого лежат на коленях. Южный колосс, хотя и очень поврежденный, кажется, пострадал меньше другого, о котором сложены легенды. Возможно, в 27 году до н. э. мощное землетрясение серьезно повредило большую часть фиванских сооружений и обрушило верхнюю часть колосса до пояса. Однако, некоторые историки считают, что это акт вандализма царя Камбиза, и это кажется более правдоподобным по той причине, что Египет никогда не был страной землетрясений. Было замечено, что каждое утро на восходе солнца статуя испускает невнятный, протяжный звук, в котором некоторые путешественники слышат печальную, но гармоническую мелодию. Это странное явление, подтвержденное такими знаменитыми историками как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат, дало повод греческим поэтам сочинить красивую легенду. Они утверждали, что «поющий камень представляет Мемнона, мифического сына Авроры и Тифона — царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным греческой армией, Мемнон прославился, убив в сражении Антилоха, сына Нестора; но и он, в свою очередь, погиб от мстительной руки Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Юпитера воскресить ее сына хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда Аврора ласкает своими лучами сына, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном… Такова трогательная поэтическая легенда, но это явление в действительности имеет вполне естественную основу. Звуки возникают от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень. Это научное объяснение подтверждается историей. Действительно, до Страбона ни один историк не говорит о «голосе колосса Мемнона, а те, кто свидетельствовал об этом, наблюдали колосса в промежуток времени между его разрушением и последующим восстановлением при Септимии Севере (193-221 гг. н. э.). В течение многих веков на ногах колосса были нацарапаны многочисленные и порой любопытные надписи. Одна из них читается так: «Знай, о Тот, ты, кто царствует над водами, что Мемнон еще жив и что согретый материнским огнем, он издает свой звонкий голос у подножия Ливийских гор в Египте, там, где Нил разделяет надвое прекрасновратные Фивы; в то время как ты, Ахилл, некогда ненасытный в битве, теперь безмолвен и на равнине Трои, и в горах Фессалии. (сайт Zagadki.dljavseh)
Загадочное прошлое Египта. Название страны Египет появилось благодаря грекам, которые так именовали северную часть (до первого водопада) Нильской долины и близлежащие оазисы Ливийской пустыни. Египтяне же называли свою страну Qemt, что в переводе означает «чёрная земля; область пустыни они называли Чезер, то есть «красная земля. Некоторые учёные склоняются к мнению, что название Египет произошло от священного названия столицы древнего государства Мемфис — ранее город назывался Гакапт («святилище божества Птаха). По последним публикациям и данным энциклопедий, стало известно, что вообще всё человечество возникло в Африке: именно там были найдены останки самого древнего человека. По древним историческим документам известно, что в Эфиопии (Нубии — откуда, по преданиям, вышли египтяне) царства существовали уже 300 лет до появления в Египте первого фараона. «Они говорят также, что египтяне являются колонистами, посланными эфиопами, а Осирис был главой этой колонии… — так свидетельствовал Диодор Сицилийский, греческий историк. А египетский верховный жрец Манефон (III в. До н. э.) записал, что «есть два великих эфиопских народа, один — синды (индийцы), а другой — египтяне. Также и священные египетские писания утверждают: «Наш народ родился у подножия гор Мун у истока Нила. Трудно определить возраст этого народа и установить, когда именно египтяне поселились на своей земле. Так же сложно определить точную дату сооружения пирамид Египта, хотя старинные документы свидетельствуют об их глубокой древности. Любопытные факты, свидетельствующие о существовании высокоразвитой цивилизации на территории пустыни Сахары. Французская экспедиция под руководством географов М. Гриоля и Ж. Детерлена обнаружила племя догонов. Догоны жили в излучине реки Нигер (на территории современной Республики Мали — несколько далековато от Египта, но всё же в Северной Африке и тем более в пустыне, которая краем захватывает и земли Египта). Немногочисленное племя в своём развитии немного отставало от современной цивилизации, но они обладали уникальными знаниями, которые передавались в устной форме из поколения в поколение или в виде рисунков. Эти-то знания и привели весь мир в изумление. «Тёмный народ знал о строении Вселенной, причём эти сведения во многом совпадали с современными научными данными. Догоны знали о том, что Земля вращается «по великому кругу, кроме нашей планеты, в Солнечной системе есть и другие планеты, и среди них — Юпитер и Сатурн. Причём Сатурн на рисунках догонов изображался с двумя концентрическими кольцами, а Юпитер — в виде большого кольца, вокруг которого размещались четыре маленьких. Учёные смогли обнаружить четыре спутника Юпитера и замкнуть кольца вокруг Сатурна только с помощью мощных телескопов. Следует помнить, что Сатурн — единственная планета Солнечной системы, вокруг которой вращаются кольца. Догоны также знали о существовании Сириуса, только на их языке он назывался Сигитоло. Удивительно, но даже маленькие дети племени знали, что это самая яркая звезда на нашем небосклоне и что она находится в созвездии Большого Пса. Мы узнали об этом только в 70-е годы XX века. Так откуда же получили догоны столь верные сведения о строении Вселенной? По мнению английского учёного Роберта Темпля, на территории современной пустыни Сахары некогда существовала высокоразвитая цивилизация гарамантов. Геродот в своих трудах также упоминал это племя. Великое царство гарамантов простиралось от Атласских гор до границ Египта. В горах Тассили сохранились уникальные рисунки, возможно, на них запечатлены представители этого исчезнувшего племени. Сегодня трудно сказать, что случилось с этим народом и по какой причине исчезла цивилизация, поскольку достоверных сведений не сохранилось. Но учёные предполагают, что часть гарамантов смешалась с народами Северной и Западной Африки. Но прямые потомки гарамантов, скорее всего, туареги. О высоком расцвете культуры гарамантов свидетельствуют многокилометровые тоннели под пустыней Сахарой: от Себхи в Ливии к оазису Гат у алжирской границы. Эти тоннели представляют собой огромную подземную систему водоснабжения. Учёные подсчитали, что общая протяжённость тоннелей составляет примерно 1600 км. Эти тоннели были вырублены в скальной породе более пяти тысячелетий назад, что совпадает приблизительно с датой возникновения объединённого государства Египет. Непонятным остаётся, как древние люди сумели создать такое сооружение без техники, без освещения, вентиляции, специальных инструментов и пр., ведь во время работ на поверхность земли было вынуто почти 20 млн. кубометров скальной породы. Примерно такое же удивление вызывают грандиозные пирамиды, на сооружение которых уходили многие тонны строительного материала. Можно догадаться, кто оставил догонам легенды и мифы о строении Вселенной — вероятно, гараманты, но кто мог научить сложному строительному мастерству самих гарамантов и кто передал им серьёзные научные сведения? Возможно, и египтяне заимствовали многое из культуры и научных знаний у гармантов. Есть и третий вариант — сотрудничество двух племён и обмен знаниями на дружественной основе. К сожалению, на эти вопросы учёные пока не могут дать утвердительных ответов. Сегодня мы можем лишь предполагать и строить гипотезы. (сайт Zagadki.dljavseh)
Проклятие фараонов. «ПРОКЛЯТИЕ ФАРАОНОВ — магическое заклинание, якобы защищающее гробницы древних египетских правителей от вторжения грабителей и любопытствующих. Термин возник с легкой руки английских газетчиков, обративших внимание на странную закономерность: многие археологи, исследовавшие культуру Древнего Египта, погибали при загадочных обстоятельствах. Началом устойчивой легенде о «проклятии фараонов послужила история с фрагментом крышки египетского саркофага — нынешнего экспоната Британского музея. Первый владелец этой реликвии Дуглас Мюррей купил саркофаг в 60-х годах прошлого века. И как только он стал его собственностью Мюррей потерял руку из-за взрыва собственного ружья. Пароход на котором отправили саркофаг в Англию чуть не затонул. Дом в котором сперва поместили саркофаг сгорел. Фотограф, снимавший древнюю реликвию, застрелился. Список несчастий, тянущихся за египетским саркофагом можно продолжать еще долго. Археологические открытия века — так назвали найденную в 1922 году английским учёным Говардом Картером в Долине царей в Египте гробницу мальчика-фараона Тутанхамона. Позже мир облетела мистическая загадка о «проклятии фараона: согласно преданиям, каждый, кто посмел войти в его усыпальницу. обречён на гибель. Действительно, большинство участников экспедиции умерло, а некоторые погибли при загадочных обстоятельствах вскоре после работ в гробнице. Например, через три недели от укуса комара умер лорд Карнарвон, финансировавший экспедицию. Аналогичная учесть постигла американского египтолога Артура Мэйса и работника Лувра, французского учёного Жоржа Бенедита. Скоропостижно скончался в момент исследования мумии с помощью рентгеновских лучей доктор Арчибальд Рейд. Всего в скоре после посещения гробницы умерли необъяснимой неожиданной смертью более 20 человек! Проклятие фараона«не коснулось лишь Говарда Картера. К 1930 году он остался единственным из живых участников экспедиции. В ноябре 1962 года в столице Египта профессор биологии и медицины Каирского университета С. Д. Дин Таха сообщил, что у каждого из работавших во внутренних помещениях пирамид был найден вирус, вызывающий воспаление дыхательных путей. Целый ряд аналогичных вирусов Таха обнаружил и при обследовании мумий. По мнению учёного, один из них способен сохранять свою жизнеспособность до четырёх тысяч лет! Профессор заявил с уверенностью: «Проклятие фараонов может быть нейтрализовано с помощью простых антибиотиков. И всё же бесспорных доказательств такой гипотезы не было. Ирландский учёный-медик Джордж Дин установил, что причиной смертей была ядовитая грибковая пыль, образующаяся в результате разложения помёта летучих мышей. Другие учёные говорили о неизвестных токсинах, которые якобы использовались древними египтянами против осквернителей могил, а также о радиоактивности. Вновь вспомнить о «проклятии фараонов заставила загадочная смерть двенадцати человек, участвовавших в 1973 году в Кракове во вскрытии и исследовании гробницы польского короля Казимира IV Ягеллончика, правившего с 1447 по 1942 годы. Польский вариант «смертельного заклятия побудил медицинских специалистов заняться подробным изучением обстоятельств этого трагического феномена. В результате анализа в саркофаге были найдены не известные науке бактерии и один особенно агрессивный микроб, часто встречающийся в болотных местах или прогнивших от влаги постройках. До 1984 года исследователи даже не предполагали, что этот опасный микроорганизм может прожить сотни лет под землёй без доступа воздуха и сохранять свою активность. В то время ещё не был известен механизм действия этого микроба. Но вот в 1985 году врач-педиатр Каролина-Сьенгер-Филипп защитила в Страсбурге диссертацию, темой которой было «проклятие фараонов. Эта тридцати летняя женщина пришла к выводу, что причиной гибели людей явилась «имуноаллергическая бронхопневмопатология, которая вызывается особого рода грибком, уже известным медикам. Однако для его развития необходима влажность, а её-то, как утверждали специалисты, в гробнице не было. Подтверждением тому служили прекрасно сохранившиеся «экспонаты усыпальницы Тутанхамона. Поэтому скептики и сегодня сомневаются: не вызвано ли «проклятие фараона заболеванием, известным древним египтянам, но ещё не познанным современной наукой? И случайно ли попал в гробницу Ягеллончика смертоносный микроб или он помещён туда умышленно? (сайт Zagadki.dljavseh)
Загадка Гуанчей. Рядом с экватором, в 115 километрах от побережья Северной Африки, расположились Канарские острова. До сих пор никто не знает, откуда три тысячи лет назад там появились первые жители-поселенцы, гуанчи, — высокие белокожие голубоглазые люди с огненно-рыжими волосами. Археологи, проводившие раскопки на островах, не нашли никаких признаков того, что основное население было знакомо с мореходством. Гуанчи — единственный народ в мире, не имевший даже примитивного флота. При этом они были отличными пловцами и могли плавать от одного острова архипелага до другого, как амфибии. Слово «гуанчи означает — «дети вулкана, и в древних легендах можно встретить упоминания о том, что люди племени вышли из недр огнедышащей горы Тенерифе — самого высокого вулкана Канарских островов. Гуанчи жили в пещерах, которые сами выдалбливали в скалах, и ходили в небольших накидках из козьих шкур или совершенно обнаженные, ведь климат на островах всегда был комфортным для людей. Но несмотря на столь простой быт гуанчи заботились о воспитании своих детей. Правда, воспитание подрастающего поколения понималось коренными жителями островов весьма своеобразно. Всех юных девушек они отправляли в специальное заведение — моне, для того чтобы подготовить их к замужеству. Подготовка же состояла лишь в том, что девушек откармливали до 100-килограммового веса. Более стройные невесты на Канарах у женихов успехом не пользовались. Первые мореплаватели, оказавшиеся на Канарских островах, были поражены языком, с помощью которого гуанчи общались друг с другом. Находясь рядом, люди просто беззвучно шевелили губами и при этом прекрасно понимали друг друга, а на расстоянии общались при помощи… свиста! Завоеватель островов нормандец Жан де Бетанкур записал в одном из своих дневников: «Гомера (один из островов Канарского архипелага) — родина высоких людей, которые владеют самым замечательным из всех языков. Они говорят губами, как если бы у них не было языка. У этих людей существует легенда о том, что в наказание за какую-то вину вождь приказал отрезать им языки. Судя по тому как они разговаривают, в эту легенду можно верить«. Невероятно, однако жители Канар могли переговариваться с помощью свиста на расстоянии, превышающем 15 километров! Гуанчи давно исчезли с лица земли, а вот их язык жив до сих пор, и современное население пользуется им при необходимости, изумляя многочисленных туристов. Кроме своего удивительного «свистящего языка, гуанчи прославились тем, что разводили огромных собак бардино. У псов были большие выпученные глаза и злобный нрав. Они прекрасно защищали скот своих хозяев от посягательств недоброжелательных соседей. Кстати, в отличие от гуанчей, псы до сих пор процветают на островах, не упуская возможности задать хорошую трепку зазевавшемуся туристу. Гуанчи — один из народов, — делавших из своих покойников мумии. Эллиот Смит в книге «Миграция ранних культур пишет: «Когда человек умирает, гуанчи относят его в пещеру, кладут на плоский камень и вскрывают, после чего вынимают внутренности, а тело промывают изнутри соленой водой, смазывают смесью из овечьего жира, сосновой смолы и измельченной пемзы. Подготовленное таким образом тело высушивают на солнце в течение 15 дней и, когда оно становится почти невесомым, заворачивают в овечьи шкуры, перетягивают кожаными ремнями, а затем помещают в пещеры, находящиеся рядом с жилыми помещениями. Гуанчи не знали железа, однако своим деревянным и каменным оружием могли дать отпор любому врагу. Впрочем, эти люди отличались исключительным миролюбием и к оружию старались не прибегать, а поссорившись с соседями, просто отгораживались от них каменной стеной. На Фуэртевентуре, например, такая стена делила пополам весь остров. Казалось, безбедная жизнь гуанчей будет длиться вечно. Но в 1360 году в бухту Гандо на одном из островов архипелага вошли два испанских корабля. Местное население, пораженное невиданным доселе зрелищем, принялось кидать в пришельцев камнями. Озадаченные столь недоброжелательным приемом, корабли покинули бухту, но не надолго. В течение 134 лет испанцы воевали с коренным населением Канарских островов. Вооруженные лишь копьями, луками со стрелами да каменными ножами и топорами, гуанчи оказывали захватчикам упорное сопротивление, но силы оказались неравными. Последним был покорен остров Тенерифе. Уцелевшие в кровавой бойне гуанчи бросались в пропасть, лишь бы не попасть в плен. От гуанчей остались наскальные рисунки с надписями, не расшифрованными до сих пор. Некоторые из них похожи на буквы, другие напоминают геометрические фигуры. В тот момент, когда к Канарам причалили суда европейцев, гуанчи находились на неолитической стадии развития. Наличие письменности у народа в пору неолита — явление небывалое! Современные ученые считают, что возраст наскальных надписей на Канарских островах — две тысячи лет! Гуанчи давно исчезли с лица земли. Их язык постепенно уходит в небытие, надписи так и не расшифрованы, многое в их истории остается непонятным. Но современные жители Канарских островов считают, что кровь древних гуанчей до сих пор течет в их жилах. «Настоящие канарцы — те, чьи предки жили здесь не меньше пятисот лет, — говорят они ученым. — А если вы встретите на островах высокого рыжеволосого человека с голубыми глазами, то не сомневайтесь — перед вами истинный гуанч. (сайт Zagadki.dljavseh)
Терракотовая армия. Легендарная армия, получившая название Терракотовой (по названию материала, из которого сделаны статуи), была случайно обнаружена китайскими крестьянами в марте 1974 года во время построения местной оросительной системы. Находка тут же привлекла интерес археологов, и вскоре здесь были развернуты масштабные раскопки. Обнаруженная армия состоит более чем из семи тысяч полноразмерных статуй воинов и лошадей, которые были захоронены в 210-209 году до н. э. вместе с китайским правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая. Он впервые смог объединить под властью одного правителя семь отдельных государств на территории страны и основал династию, правившую в период с 221 по 207 годы до н. э. Историки полагают, что Цинь был одним из наиболее могущественных и значимых правителей в китайской истории, однако его тирания и невероятная жестокость послужили причиной масштабного восстания крестьян вскоре после его смерти, положившего конец династии. Терракотовая армия, погребённая вместе со своим правителем, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй воинов вместе с Цинем было закопано по различным оценкам до 70 тысяч (!) рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными. Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы самого императора. Последняя, в свою очередь, находится в 33 км на восток от г. Ксиан, современного административного центра провинции Шаанкси, одной из центральных провинций Китая. Склепы, имеющие глубину от 4 до 8 метров, сейчас находятся на территории соответствующего музея. Первый из них был открыт для посетителей ещё в 1979 году, а полностью музей стал доступен лишь в 1994-м. На текущий момент археологи освободили от грунта около 1500 статуй. Фигуры воинов являются настоящими творениями искусства, поскольку выполнялись в индивидуальном порядке, вручную и с использованием различных методик. Каждая отдельная статуя имеет свои уникальные черты и даже выражения лица. После придания необходимой формы статуи выпекались и покрывались специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска. Представленные воины отличаются по рангу (офицеры, рядовые солдаты), а также по виду оружия (копьё, арбалет или меч). Кроме глиняных статуй в 1980 году в 20 метрах от гробницы императора были обнаружены две бронзовые колесницы, каждая из которых состоит из более чем 300 деталей. Колесницы запряжены четвёрками лошадей, упряжь которых содержит золотые и серебряные элементы. В скором времени после смерти императора его гробница была разграблена, а пожар, вызванный грабителями, привёл к обвалу потолка, похоронив многотысячное глиняное войско во влажном грунте на более чем две тысячи лет (следует, однако, отметить, что разграбленная усыпальница в действительности могла быть лишь одной из «пустышек, созданных для отвода глаз, и настоящую гробницу ещё следует поискать. Однако это уже несколько иная история). При первых же попытках экскавации статуй учёные столкнулись с весьма печальным явлением: на воздухе внешний слой скульптур быстро деградировал. По словам Хейнза Ланхолса, археолога из Мюнхенского университета, «после извлечения из грунта статуи сразу же начинают подсыхать, и буквально через пять минут их раскраска начинает лущиться и облезать. Это происходит при падении относительной влажности окружающей среды уже до 84%. Чтобы разъяснить причину наблюдаемого явления, учёные провели химический анализ статуй. Оказалось, что причина нестойкости краски обусловлена тем, что органический состав, применявшийся перед разрисовкой, за время длительного пребывания во влажном грунте претерпел необратимые химические изменения. Поэтому теперь он, подсыхая, начинает отслаиваться от подлежащей основы вместе с нанесённым поверх пигментом. Чтобы избежать деградации покровов, Ланхолс вместе с коллегами предложили следующую технологию. Статуи, извлекаемые из грунта, тут же помещают в контейнеры, влажность в которых поддерживается на таком же уровне, как и в земле. Далее вся поверхность скульптур обрабатывается водным раствором вещества под названием гидроксиэтилметакрилат (ГЭМА). Последний является мономером некоторых производимых сегодня видов пластика. Молекулы ГЭМА имеют небольшие размеры и проникают в мельчайшие поры, заполненные влагой. После такой обработки статуи отправляют в близлежащий г. Линтон, где находится ускоритель частиц. С помощью последнего воинов облучают высокоэнергетическими электронами, что вызывает полимеризацию молекул и образование «клея, который накрепко связывает покровы статуи с подлежащей терракотой. Преимуществами описанного метода является то, что молекулы ГЭМА водорастворимы и достаточно малы, чтобы проникать в самые маленькие щели, а также то, что образующийся полимер не видоизменяет внешнего вида статуй, как это делают многие другие составы (например, многие такие вещества наносятся подобно лакам и, затвердевая, вызывают некоторый блеск поверхности). Учёные уже обработали описанным образом обломки нескольких статуй и весьма довольны результатом. Теперь их ожидает большой объём работы. Кроме всего прочего, окончательно неизвестно, сколько ещё глиняных воинов покоится вокруг усыпальницы древнего императора. (сайт Zagadki.dljavseh)
Ноев ковчег. В восточной Турции, на Анатолийском побережье, неподалеку от границ с Ираном и Арменией высится покрытая вечными снегами гора. Высота ее над уровнем моря составляет всего 5165 метров, что не позволяет ей быть в ряду самых высоких гор мира, однако это одна из знаменитейших вершин Земли. Имя этой горы — Арарат. В прозрачном воздухе раннего утра, прежде чем облака закроют вершину, и в сумерках, когда облака уходят, открывая гору, возникающую на фоне вечернего розового или фиолетового неба перед взорами людей, многие разглядывают высоко на горе очертания громадного корабля. Гора Арарат, на вершине которого должен находиться Ноев ковчег, упоминается в религиозных преданиях Вавилонского царства и Шумерского государства, в которых вместо Ноя приводилось имя Ут-Напиштим. В исламских легендах также увековечен Ной (по-арабски Нух) и его громадный ковчег-корабль, однако опять-таки без хотя бы го указания места его стоянки в горах, которое здесь называется АльДжуд (вершины), под ними подразумеваются и Арарат, и две другие горы на территории Ближнего Востока. Библия представляет нам приблизительные сведения о месте нахождения ковчега: «…ковчег остановился на Араратских горах. Путешественники, столетиями совершавшие вояжи с караванами в Центральную Азию или обратно, неоднократно проезжали возле Арарата и потом рассказывали, что видели ковчег поблизости от вершины горы, или же таинственно намекали на свои намерения отыскать этот корабль-ковчег. Они даже утверждали, что из обломков ковчега изготавливались амулеты для защиты от недугов, несчастий, ядов и безответной любви. Начиная примерно с 1800 года, группы горновосходителей с квадрантами, высотомерами, а позже и с фотокамерами забирались на Арарат. Подлинные остатки громадного Ноева ковчега эти экспедиции не обнаружили, но нашли огромные кораблеподобные следы — в ледниках и возле самой вершины горы заметили прикрытые льдом массивные столбчатые образования, похожие на обтесанные руками человека деревянные балки. При этом все больше утверждалось мнение, что ковчег постепенно сполз по склону горы и развалился на многочисленные обломки, которые теперь, вероятно, вмерзли в один из ледников, покрывающих Арарат. Если рассматривать Арарат из окружающих его долин и с предгорий, то, имея хорошее воображение, в складках горного рельефа нетрудно увидеть и корпус громадного корабля, и заметить какой-нибудь удлиненный овальный объект в глубине ущелья или не совсем ясное темное прямоугольное пятно во льдах ледников. Однако многие исследователи, утверждавшие, особенно в последние два столетия, что они видели на Арарате корабль, в некоторых случаях забирались высоко в горы и оказывались, как они утверждали, в непосредственной близости от ковчега, большая часть которого погребена подо льдом. Легенды о необычайно большом деревянном корабле, пережившие за тысячелетия целые цивилизации, многим не кажутся абсолютно правдоподобными. Ведь древесина, железо, медь, кирпичи и другие строительные материалы, за исключением громадных скальных глыб, с течением времени разрушаются, и как в таком случае может сохраниться деревянный корабль на вершине? На этот вопрос можно ответить, видимо, только так: потому что этот корабль был заморожен во льду ледника. На вершине Арарата в леднике между двумя пиками горы достаточно холодно, чтобы сохранился корабль, сооруженный из толстых бревен, которые, как упоминается в сообщениях, пришедших из глубины тысячелетий, «просмолены были тщательно снаружи и внутри. В донесениях горновосходителей и пилотов самолетов о своих визуальных наблюдениях за кораблеподобным объектом, который они заметили на Арарате, всегда рится о частях корабля, покрытых сплошным панцирем из льда, или о следах в пределах ледника, напоминающих очертания корабля, соответ-^ ствующие размерам ковчега, приведенным в Библии: «триста локтей дли-Д ной, пятьдесят локтей шириной и тридцать локтей высотой. Таким образом, можно утверждать, что сохранение ковчега в основном зависит от климатических условий. Примерно каждые двадцать лет на Араратском горном массиве имели место исключительно теплые периоды. Кроме того, каждый год в августе и начале сентября бывает очень жарко, и именно в эти периоды появляются сообщения об обнаружены на горе следов большого корабля. Итак, когда корабль покрыт льдом, oн не может подвергаться выветриванию и гниению, как целый ряд известных ученым экземпляров вымерших животных: сибирских мамонтов или саблезубых тигров и других млекопитающих из плейстоценовой эпохи, найденных на Аляске и в северной Канаде. При извлечении из ледового плена они были в полной сохранности, даже в желудках еще находилась не переваренная пища.
Поскольку определенные участки поверхности Арарата в течение целого года покрыты снегом и льдом, искатели остатков большого корабля не могли их заметить. Если этот корабль на горе все время покрыт снегом и льдом, необходимы широкие специальные исследования. Но провести их очень сложно, ибо горная вершина таит в себе, по мнению жителей окружающих селений, опасность для горновосходителей, заключающуюся в том, что сверхъестественные силы охраняют Арарат от попыток людей разыскать Ноев ковчег. Эта «защита проявляется в различных стихийных бедствиях: лавинах, внезапных камнепадах, сильнейших ураганах в непосредственной близости от вершины. Неожиданные туманы лишают альпинистов возможности ориентироваться, так что среди снежных и ледовых полей и глубоких ущелий они нередко находят спои могилы в обледенелых, покрытых снегом бездонных трещинах. В прелгорьях обитает много ядовитых змей, часто встречаются волчьи стаи, очень опасные дикие собаки, медведи, обживающие большие и маленькие пещеры, в которых восходители часто пытаются устроить привал, и, кроме того, время от времени вновь появляются курдские разбойничьи банды. Помимо этого, по решению турецких властей подступы к горе долгое время охранялись отрядами жандармерии. Многие исторические свидетельства о том, что на Арарате заметили что-то похожее на корабль, принадлежали тем, кто посещал близлежащие поселения и города и оттуда любовался Араратом. Другие наблюдения принадлежат тем, кто, путешествуя с караванами в Персию, проезжали по Анатолийскому плоскогорью. Несмотря на то, что многие свидетельства относятся к древним временам и средневековью, в некоторых из них присутствовали детали, которые значительно позже замечали и современные исследователи. Бероес, вавилонский летописец, в 275 году до н. э. писал: «…корабль, который в Армении опустился на грунт, и, кроме того, упоминал: «…смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты. Точно такую же информацию дает иудейский летописец Иосиф Флавий, который писал свои труды еще в первом столетии после завоевания Иудеи римлянами. Он представил подробное повествование о Ное и всемирном потопе и, в частности, писал: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении… там люди набирают смолу для изготовления амулетов. В позднем средневековье в одном из преданий говорится о том, что смолу размалывали в порошок, растворяли в жидкости и пили это снадобье для защиты от отравления ядами. Указания этих и других античных писателей на эту корабельную смолу интересны не только потому, что явно соответствуют определенным местам книги Бытия, но и потому, что этот громадный корабль оказался вполне доступен спустя столетия после всемирного потопа, и потому, что это дает достаточно реальное объяснение того, что деревянные столбы и балки, из которых был сооружен корабль, хорошо сохранились под слоем вечного льда высоко на горе. Иосиф Флавий в своей «Истории иудейской войны делает такое интересное замечание: «Армяне называют это место „причалом“, где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части. Николай из Дамаска, который писал в 1 веке после Рождества Христова «Хроники мира, называл гору Барис: «…в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от всемирного потопа. Там же на вершине этой горы остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время. Барис было другим названием горы Арарат, которая в Армении называлась еще Масис. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в последней трети XV века проезжал возле Арарата по пути в Китай. В его книге «Путешествия венецианца Марко Поло имеется ошеломляющее сообщение о ковчеге: «…Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Однако нижние слои его подтаивают и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных. Это описание горы Арарат до сего дня остается актуальным, за исключением утверждения, что никто на гору забраться не может. Самое интересное его наблюдение состоит в том, что снег и лед подтаивают грунта и вода вытекает из-под ледникового льда. Особенно важно отметить, что современные исследователи обнаруживали в ледниковых трещинах обработанные человеческими руками деревянные балки и стойки. Немецкий путешественник Адам Олеарий в начале XVI века побывал возле Арарата и в своей книге «Путешествие в Московию и Персию писал: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе всё ещё находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными как камень. Замечание Олеария об окаменении древесины относится к балкам^Д которые были найдены выше границы лесной зоны и находятся сейчас i монастыре Эчмиадзин; они похожи также на отдельные части ковчега которые в наше время находили французский альпинист и исследовател«Фернанд Наварра и другие путешественники. Францисканский монах Одерих, который о своих путешествиях докладывал папе в Авиньоне в 1316 году, видел гору Арарат и писал по этому поводу: «Люди, живущие там, рассказывали нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, не могло понравиться Всевышнему… Легенда о том, что Бог не позволяет людям забираться на Арарат, жива и поныне. Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Ж. Ф. Парро, который предпринял первое восхождение на вершину горы. Ледник на северо-западных склонах горы назван в его честь. Спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1856 году «три безбожника-иностранца наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью «опровергнуть существование библейского ковчега. Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что «к своему удивлению, они обнаружили ковчег. Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих…
В 1876 году лорд Брайс на высоте 13 тысяч футов (4,3 километра) обнаружил и взял образец от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 метра). В 1892 году архидиакон Нури вместе с пятью сопровождающими наблюдал «большое деревянное судно вблизи вершины. Правда, «его свидетельство осталось неподтвержденным. В 1916 году во время первой мировой войны русский пилот В. Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата с аэроплана «лежащее большое судно. Снаряженная русским правительством, несмотря на войну, экспедиция приступила к поискам. Впоследствии непосредственные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована. По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Но, к нию, ее результаты были потеряны в Петрограде в 1917 году, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками. Летом 1949 года к ковчегу отправились сразу две группы исследователей. Первая, в составе четырех человек во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное «видение. Зато вторая, состоявшая из французов, сообщила, что «видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат, а на соседней вершине Джубель-Джуди. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно размером 500×80 × 50 футов (165×25 × 15 метров) с костями морских животных. Но через три года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного. В 1955 году Фернану Наварре удалось отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации «Серч и привез еще несколько досок. В США радиоуглеродный метод показал возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным — 5000 лет! Вслед за Наварро на Арарат отправился Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и… ничего не нашел. Семидесятилетний «Бедняга Либи, как окрестили его журналисты, совершил за три года семь безуспешных восхождений, во время одного из которых ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни! Одним из последних совершил пять восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: «Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой! И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000-5000 лет… История всех экспедиций (официальных, по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений. Параллельно с «сухопутными экспедициями, свидетельства о ковчеге поступают от летчиков. В 1943 году два американских пилота во время полета над Араратом пытались с высоты в несколько тысяч метров разглядеть что-то похожее на очертания большого корабля. Позже они, летая по этому же маршруту, взяли с собой фотографа, который сделал снимок, попавший потом в газету американских ВВС «Старс энд страйпс. Летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал шесть весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающего с горного уступа льда. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а когда спустя девять лет он умер, исчезли все оригиналы его снимков. Поздней весной или даже летом 1960 года американские пилот 428-й эскадрильи тактической авиации, расквартированной возле Ада) в Турции и находившейся под эгидой НАТО, заметили какое-то кораблеподобное сооружение на западном отроге Арарата. Об этом полете ам( риканец капитан Швингхаммер писал в 1981 году: «Громадная грузова телега или прямоугольная лодка в заполненной водой расселине высок наверху, на горе, была хорошо заметна. Причем он утверждал, что объект медленно сползал по склону вниз и должен был застрять среди горных уступов и каменных глыб. В 1974 году американской организацией «Earth Research Technikal Satellite (ERTS) была произведена фотосъемка с высоты 4600 метров горных отрогов Арарата. На фотографиях, полученных с многократным увеличением, был ясно представлен этот необыкновенный объект, лежащий в одной из расселин горы, «очень похожий по своей форме и размерам на ковчег. Кроме того, этот же район был сфотографирован с высоты 7500 и 8000 метров, и полученные снимки ледниковых образований вполне соответствовали увиденному ранее пилотами, которые говорили о замеченном ими ковчеге или другом необычном объекте. Однако ни один объект, фиксируемый с такой высоты, даже при сильном увеличении невозможно вполне уверенно идентифицировать с ковчегом, ведь он более чем наполовину скрыт под снегом или находится в тени скальных выступов. В 1985 году Т. Макнеллис, американский предприниматель, живущий в Германии, путешествовал по северо-западным и северо-восточным предгорьям Арарата и много общался с тамошними жителями, чаще всего — старыми турецкими офицерами, получившими в свое время военное образование в Германии, и молодыми турками, подрабатывающими в Германии в последние годы. Многие из них твердо убеждены, что ковчег легко можно найти: «Идите налево вдоль края Аорской пропасти вверх по склону, потом поверните опять налево и через некоторое время по этому пути дойдете до ковчега. Ему объяснили, что с нижних уступов ковчег не виден, поскольку этот корабль, тысячи лет сползавший с вершины горы, сейчас спокойно лежит под плотным ледяным покровом громадного глетчера. Итак, свидетельств о существовании ковчега много. Но для того, чтобы они стали достоверными, необходимо найти сам ковчег. Может быть, сейчас, в связи с общем потеплением международного климата, экспедиции на Арарат возобновятся? А пока остается только надеяться, что законсервированный во льдах древний корабль не рассыплется в ожидании исследователей. (сайт Zagadki.dljavseh)
Книга Мёртвых. Древнеегипетская Книга Мертвых — это не книга о смерти. Это книга о жизни, победившей смерть. Парадоксально, но столь эффектное название, ставшее почти таким же распространенным символом Древнего Египта как пирамиды, мумии и папирус, совершенно не соответствует содержанию и идее самого произведения. Более того — оно прямо противоположно по смыслу подлинному его названию. Но дело не только в Книге Мертвых — проблема несравненно шире. Уже давным-давно Древний Египет совершенно превратно представляется европейцами страной смерти, в которой жили люди, якобы поклонявшиеся ей и всю жизнь готовившиеся умереть. Отчасти, это закономерное следствие источников наших знаний — вероятно, больше 95% памятников Древнего Египта найдены в гробницах. Попробуйте представить, какое впечатление произведет наша цивилизация, если будущему историку предоставить только материал наших некрополей? И, наоборот, далеко не все древнеегипетские памятники будут не специалистом ассоциироваться с миром мертвых. Например, на стенах гробниц чиновников эпохи пирамид представлены практически все стороны жизни на Ниле: сельскохозяйственные работы, ремесла, охота и рыболовство и т. д. И как представлены — ярко и солнечно! Не удивительно, что среди этих изображений встречаются даже юмористические. Кстати, любовь к шутке отличает современных египтян от других арабов — здесь сохранился не только антропологический тип, но и национальный характер. К сожалению, эта тема — смеховая культура древних египтян — пока остается почти закрытой зоной для египтологов. Причина, конечно, не в отсутствии интереса к этой проблеме у ученых, а в сложности ее решения. Давно прозвучавший смех — как запах — бывает почти неуловим. Он различен в различные эпохи и у разных народов, различен в разных слоях одного и того же общества, а если в культуре господствует индивидуальное начало, он в какой-то мере различен и у каждого смеющегося. Даже зафиксированный текстами юмор (например, излюбленный прием египетских писцов — игра слов) улавливается порой с большим трудом, и вероятно, часто остается необнаруженным. Изучение смеховой культуры требует от историка проникновения в довольно аморфную и зыбкую область менталитета. Примечательно, что именно в эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.), главный период бытования Книги Мертвых (впрочем, важна, конечно, и ее более поздняя «Саисская редакция), резко возрастает количество юмористических текстов и рисунков. К этому времени относится удивительный мифологический рассказ «Тяжба Хора с Сетхом, в котором осмеянию подвергаются основные боги Египта. И ладно бы Сетх, скомпрометированный убийством Осириса и выставленный здесь глупым качком, публично оскорбляют самого царя богов Амона-Ра! Еще веселее эротические рисунки — имеется даже «сборничек комиксов (Туринский эротический папирус: изображения примечательны тем, что они именно юмористические, а не похабщины ради). Итак, название «Книга Мертвых прочно связалось с погребальными текстами, хотя египтологи (сами, кстати, «пустившие это название в свет) хорошо знают, что оно более чем условно. Подлинное название произведения переводится: «Изречения выхода в день. В нем отражается вся основная суть этого замечательного текста — помочь умершему миновать все опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с солнечной баркой бога Ра вновь вернуться на землю, т. е. ожить, воскреснуть — «обновиться, как говорили египтяне. Победить врага — смерть, чтобы вести духовно-чувственное существование в омоложенном, нестареющем теле на вечно прекрасной плодородной земле в окружении своих родных и близких. Это книга о преодолении смерти, о победе над ней и одновременно о том как это сделать. Необходимо подчеркнуть, что в одной из центральных по значению Глав Книги Мертвых нашла выражение одна из величайших идей человеческой культуры — идея загробного воздаяния (ее рождение в Египте относится к более ранним периодам. В гробницах Древнего царства покойный заявляет в своей «автобиографии: «Я давал хлеб голодному, воду — жаждущему, одежду — нагому… [Делал так], чтобы было хорошо мне у бога великого. А как вам понравиться: «Из-за меня никто не провел ночь без сна (т. е. я никого не расстроил, не обидел, не разгневал).
Книга Мертвых имела колоссальное значение для духовной и религиозной жизни древних египтян. Она не была ни погребальным ритуалом в чистом виде, ни молитвенником, ни сборником мифов. Трудно даже сразу подобрать подходящее название для этого удивительного и необычайно важного памятника. Действительно, говоря о ней, легче перечислить, чем она не была; или, может быть, будет вернее сказать, что для египтян она была всем этим одновременно — в религиозной литературе христианства, буддизма и ислама, т. е. великих мировых религий нет ничего, что можно было бы сравнить с этим поразительным произведением богословской мысли высочайшей древней языческой культуры. Видимо, можно сказать, что Книга Мертвых была квинтэссенцией, средоточием духовных, религиозных и мировоззренческих представлений тысячелетней культуры, прошедшей уникальный для мировой истории (протяженностью свыше 3 тысяч лет!), никем не пресекавшийся путь от древнейших первобытных очагов сознания до высочайшей цивилизации, сыгравшей колоссальную роль в мировой культуре и никогда не терявшей теснейшей преемственной связи со своим «доисторическим прошлым. В Египте до Книги Мертвых (а ее древнейшие списки относятся к XVII-XVI вв. до н. э.) существовала могучая традиция заупокойной литературы — это Тексты пирамид, записанные в конце Древнего царства (XXIV-XXII в. до н. э.), а датируемые более удаленными от нас периодами, и Тексты саркофагов (XXI-XVIII в. до н. э.). Для нас — это, наверное, действительно странное произведение — разновременный по происхождению конгломерат весьма «практических изречений, вплоть до прямого (как нам кажется) обмана загробных судей, туманных диалогов, магических заклинаний и текстов, удивительных по своей образной и художественной силе, потрясающих своим духовным, философско-этическим прозрением. Для египтян, отправляющихся в царство Осириса, хрупкий папирусный свиток был почти единственной реально осязаемой надеждой пройти невредимым через кошмарный, ужасающий, населенный чудовищами мир — мир змей, скорпионов, призраков, непреодолимых преград, озер пламени и магических кристаллов. Мир, восходящий к бесконечно далеким временам первобытных обрядов инициации, сумрачным туманным осколком сохранившийся на протяжении тысячелетий. Для древних египтян их волшебный свиток был священной книгой, божественным откровением, дарованным людям свыше — представление, далеким отблеском сверкнувшее в скрижалях Моисея. Определяя свою письменность как «меду нечер — «божественная речь, египтяне возводили ее изобретение к великому богу мудрости и знания Тоту, а свитки священных книг называли «Бау Ра — «Душами [бога] Ра. Божественное происхождение Книги Мертвых было очевидным и, как все божественное, ей сопутствовала тайна: «Сделай книгу так, чтобы не видел человеческий глаз — она расширяет шаги на небе, на земле, в преисподней. Она полезнее церемоний отныне и вовеки (Глава 144). Эти последние слова наилучшим образом отражают отношение самих древних египтян к этому замечательному произведению. Без представления о том, чем же была для них Книга Мертвых, видимо нельзя постичь сути и духа их удивительной культуры — слишком уж много представлений о бытии и мировом порядке в нее попало. Так что может быть не так уж и не правы были те, кто называл Книгу Мертвых Библией Древнего Египта. Что можно утверждать уверенно — это первая в истории иллюстрированная книга. (сайт Zagadki.dljavseh)